pro-derbent 89  
Ворота Орта-капы
Лестница с внутренней стороны
 

Дербентская оборонительная система первая встречала эти неудержимо катившиеся с севера воинственные орды. Из степных равнин в своем стремлении на юг конница кочевников постепенно втягивалась в зажатую между Каспийским морем и Кавказскими горами приморскую низменность. Горы все ближе подходили к морю, но на пути не было никаких преград - ни городов, ни труднопроходимых рек, ни хребтов. Выжженная солнцем полупустынная степь уходила вдоль берега на юг. Но вот неожиданно на горизонте все более четко вырисовывалась странная картина - прямо из моря, поперек приморской низменности, тянулась ровная лента, которая, приблизившись к предгорьям, извилисто взбиралась на ближайший к морю холм, обвивала его и затем шла дальше в горы, то пропадая, то показываясь на поворотах горных хребтов, вырастая над труднопроходимыми зарослями неприступными фортами. И чем ближе в своем стремительном движении на юг приближались к Дербенту отряды кочевников, тем неприступнее казалась им неожиданно возникшая перед ними преграда. С расстояния 5-8 км от города перед ними разворачивалась грандиозная панорама Дербентской крепости и ближайшего к морю участка Горной стены. Подчиняясь изгибам хребтов, Горная стена в 8-10 км от берега поворачивает на северо-запад и километров пять-шесть идет почти параллельно берегу моря, по бровке горы, обращенной к Прикаспийскому проходу. Приближавшиеся с севера к Дербенту кочевники видели перед собой развернутую по дуге, длиной почти 15 км, неприступную преграду. Зрелище, надо думать, было весьма впечатляющим, тем более что ничего подобного к северу от Дербента кочевые племена в те времена не могли видеть.

pro-derbent 89  
Ворота Орта-капы
Лестница с внутренней стороны
 

Дербентская оборонительная система первая встречала эти неудержимо катившиеся с севера воинственные орды. Из степных равнин в своем стремлении на юг конница кочевников постепенно втягивалась в зажатую между Каспийским морем и Кавказскими горами приморскую низменность. Горы все ближе подходили к морю, но на пути не было никаких преград - ни городов, ни труднопроходимых рек, ни хребтов. Выжженная солнцем полупустынная степь уходила вдоль берега на юг. Но вот неожиданно на горизонте все более четко вырисовывалась странная картина - прямо из моря, поперек приморской низменности, тянулась ровная лента, которая, приблизившись к предгорьям, извилисто взбиралась на ближайший к морю холм, обвивала его и затем шла дальше в горы, то пропадая, то показываясь на поворотах горных хребтов, вырастая над труднопроходимыми зарослями неприступными фортами. И чем ближе в своем стремительном движении на юг приближались к Дербенту отряды кочевников, тем неприступнее казалась им неожиданно возникшая перед ними преграда. С расстояния 5-8 км от города перед ними разворачивалась грандиозная панорама Дербентской крепости и ближайшего к морю участка Горной стены. Подчиняясь изгибам хребтов, Горная стена в 8-10 км от берега поворачивает на северо-запад и километров пять-шесть идет почти параллельно берегу моря, по бровке горы, обращенной к Прикаспийскому проходу. Приближавшиеся с севера к Дербенту кочевники видели перед собой развернутую по дуге, длиной почти 15 км, неприступную преграду. Зрелище, надо думать, было весьма впечатляющим, тем более что ничего подобного к северу от Дербента кочевые племена в те времена не могли видеть.

2

pro-derbent 90  
Южная городская стена
Ворота Дубары-капы
 

Вернемся к северной городской стене Дербента. Расположенная на приморской низменности прямая часть северной стены принимала на себя основную тяжесть удара нападавших с севера кочевников, поэтому она хорошо укреплена большими, открытыми в город башнями, расположенными гораздо чаще, чем на южной крепостной стене (как правило, через 70 м).

Городские башни Дербента не играли самостоятельной роли в обороне города. Они представляют собой открытые внутрь изгибы стен, образующие мощные выступы с наружной стороны крепости, с которых можно было вести фланговый обстрел. На прямом участке северной стены сохранилось двадцать пять башен и один глухой выступ, пристроенный позднее. Кроме того, за железной дорогой сохранились остатки еще одной башни (45). Башни на этом участке в основном полукруглые (ширина 13 м, вынос 7 м), имеется так же и несколько более крупных прямоугольных и трапециевидных в плане (ширина - до 20 м, вынос - до 12 м).

Замыкает прямой участок северной стены самая большая башня 18, которую можно назвать Круглым бастионом. В начале XIX в. она была приспособлена русским гарнизоном для артиллерии. Вместо обычного парапета с зубцами на ней были устроены широкие амбразуры для пушек. Башня 18 представляет собой в плане почти три четверти круга, диаметр которого равен 24 м. Нижняя часть башни позднее была обстроена своеобразным цоколем-контрфорсом, доходящим почти до половины ее высоты. Эта башня расположена в одном из самых ответственных в оборонном отношении мест крепости.

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты