pro-derbent 49  
Квадратная башня
северной стены VI века
 

Дмитрий Кантемир, сопровождавший Петра I в походе 1722 г., перечисляет одиннадцать ворот Дербента: западные ворота цитадели и по пять ворот в южной и северной городских стенах. На планах города 1720-х гг. северная городская стена имеет четверо ворот, южная - шесть, двое ворот - в цитадели и, кроме того, четверо ворот в поперечных стенах (двух каменных и деревянной).

Каждым воротам северной стены соответствовали ворота (одни или двое) южной стены. Особое значение для движения через город имели размещавшиеся в несохранившихся прибрежных участках стен приморские ворота (I и X), через которые шел транзитный караванный путь, и ворота в верхней части приморской равнины; здесь через ворота Кырхляр-капы (VIII) один путь вел к несохранившимся воротам III южной стены, а другой - через ворота XIII в верхней поперечной стене к воротам Орта-капы (IV). Еще одна пара ворот 100 была расположена восточнее нижней каменной поперечной стены: северные ворота Даш-капы (IX) и несохранившиеся ворота II южной стены.

В верхней части города от северных ворот Джарчи-капы (VII) можно было проехать на юг или через ворота Баят-капы (V), или через цитадель. Таким образом, в начале XVIII в. каждая из четырех частей Дербента имела одни ворота с северной стороны и соответствующие им ворота с южной стороны, через которые и проходили основные дороги, идущие по Прикаспийскому проходу. Кроме того, вблизи поперечной деревянной стены в южной городской стене существуют ворота Дубары-капы, которые на многих планах начала XVIII в. показаны заложенными, а на наиболее ранних из этих планов открытыми.

Все части города и цитадель сообщались между собой через ворота в поперечных стенах. В цитадели ворота, ведущие к горам, расположены севернее начинавшейся здесь Горной стены, поэтому, если бы неприятель прорвался в верхнюю часть города, цитадель с юга могла бы оказаться отрезанной. По-видимому, учитывая эту опасность, в южной стене цитадели был устроен несохранившийся сейчас проход.

pro-derbent 49  
Квадратная башня
северной стены VI века
 

Дмитрий Кантемир, сопровождавший Петра I в походе 1722 г., перечисляет одиннадцать ворот Дербента: западные ворота цитадели и по пять ворот в южной и северной городских стенах. На планах города 1720-х гг. северная городская стена имеет четверо ворот, южная - шесть, двое ворот - в цитадели и, кроме того, четверо ворот в поперечных стенах (двух каменных и деревянной).

Каждым воротам северной стены соответствовали ворота (одни или двое) южной стены. Особое значение для движения через город имели размещавшиеся в несохранившихся прибрежных участках стен приморские ворота (I и X), через которые шел транзитный караванный путь, и ворота в верхней части приморской равнины; здесь через ворота Кырхляр-капы (VIII) один путь вел к несохранившимся воротам III южной стены, а другой - через ворота XIII в верхней поперечной стене к воротам Орта-капы (IV). Еще одна пара ворот 100 была расположена восточнее нижней каменной поперечной стены: северные ворота Даш-капы (IX) и несохранившиеся ворота II южной стены.

В верхней части города от северных ворот Джарчи-капы (VII) можно было проехать на юг или через ворота Баят-капы (V), или через цитадель. Таким образом, в начале XVIII в. каждая из четырех частей Дербента имела одни ворота с северной стороны и соответствующие им ворота с южной стороны, через которые и проходили основные дороги, идущие по Прикаспийскому проходу. Кроме того, вблизи поперечной деревянной стены в южной городской стене существуют ворота Дубары-капы, которые на многих планах начала XVIII в. показаны заложенными, а на наиболее ранних из этих планов открытыми.

Все части города и цитадель сообщались между собой через ворота в поперечных стенах. В цитадели ворота, ведущие к горам, расположены севернее начинавшейся здесь Горной стены, поэтому, если бы неприятель прорвался в верхнюю часть города, цитадель с юга могла бы оказаться отрезанной. По-видимому, учитывая эту опасность, в южной стене цитадели был устроен несохранившийся сейчас проход.

2

pro-derbent 57  
Древняя кладка южной городской стены
 

Анализ архивных чертежей (1720-е гг.) позволяет сделать некоторые выводы о типе и облике существовавших тогда ворот. На чертежах изображены только внутренние фасады, на которых видны как свод прохода, ведущего к входному проему, так и очертания самого проема. Трое ворот каменных поперечных стен имели стрельчатые своды и проемы. Так как эти стены (по крайней мере одна из них) были возведены лишь в начале XVII в., то такой тип ворот можно, по-видимому, считать одним из наиболее поздних (разумеется, для того времени - то есть для 1720-х гг.). Стрельчатые проемы в начале XVIII в. имели в южной стене четверо ворот (I, II, III, V), а в северной-двое (VII и X). Остальные имели прямоугольный проем при стрельчатом своде прохода (Кырхляр-капы, Орта-капы, Даш-капы и западные ворота цитадели); по- видимому, из всех ворот, существовавших в 1720-е гг., именно они были наиболее древними.

Возможно, после занятия Дербента русскими войсками в 1722 г. некоторые ворота восстанавливались или были переделаны. Дмитрий Кантемир сообщает, что трое ворот северной стены (он их называет "Дриардизи капуси", "Кырклар капуси" и "Бабуль баб") имели прямоугольные проемы с горизонтальными перемычками из больших, ничем не скрепленных прямоугольных камней и что существовали еще подземные ворота с непонятными изображениями. Местные жители сказали ему, что когда-то они были по высоте равны другим, а затем постепенно осели. Они назывались Бабулкыямар (ворота Страшного суда).

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты