pro-derbent 124  
Южный фасад медресе. XV-XIX
 

Почти все древние авторы, описывая Дербент, говорят о морских стенах, причем многие из них оценивают эти продолжавшиеся в море участки городских стен не только как препятствия для обхода города со стороны моря, но и как мол, создающий гавань для судов. Ряд авторов специально останавливается на конструкциях и способе строительства морских стен.

Ал-Истахри (начало X в.) пишет: "Город Баб-ул-Абваб лежит при море, а в центре его рейд для судов. Между рейдом и морем выстроено параллельно берегам моря две стены: проход для судов тесен, а вход сделан извилистым, и в устье порта протянута цепь, так что не может судно ни войти, ни выйти иначе как с разрешения. Эти две стены из камней и свинца". Такие же сведения приводит и Ибн-Хаукаль (X в.).

Близки к этому рассказу и сообщения Табари (IX в.), который пишет, что, завоевав Дербент, арабы устроили в гавани цепь, замыкавшую вход, и продолжили выстроенный Ануширваном мол на 105 локтей в море.

Баладзори (IX в.), сообщая о строительстве Хосровом I Ануширваном дербентской стены, пишет, что "та часть ее, 124 которая примыкала к морю, была сделана из скалы и свинца". "И приказал он возить на кораблях камни и бросать их в море, а когда они оказались над водой, он построил на них стену, продолжив ее в море на три мили". Такие же сведения о строительстве стены в море сообщает и Кудама (X в.).

pro-derbent 124  
Южный фасад медресе. XV-XIX
 

Почти все древние авторы, описывая Дербент, говорят о морских стенах, причем многие из них оценивают эти продолжавшиеся в море участки городских стен не только как препятствия для обхода города со стороны моря, но и как мол, создающий гавань для судов. Ряд авторов специально останавливается на конструкциях и способе строительства морских стен.

Ал-Истахри (начало X в.) пишет: "Город Баб-ул-Абваб лежит при море, а в центре его рейд для судов. Между рейдом и морем выстроено параллельно берегам моря две стены: проход для судов тесен, а вход сделан извилистым, и в устье порта протянута цепь, так что не может судно ни войти, ни выйти иначе как с разрешения. Эти две стены из камней и свинца". Такие же сведения приводит и Ибн-Хаукаль (X в.).

Близки к этому рассказу и сообщения Табари (IX в.), который пишет, что, завоевав Дербент, арабы устроили в гавани цепь, замыкавшую вход, и продолжили выстроенный Ануширваном мол на 105 локтей в море.

Баладзори (IX в.), сообщая о строительстве Хосровом I Ануширваном дербентской стены, пишет, что "та часть ее, 124 которая примыкала к морю, была сделана из скалы и свинца". "И приказал он возить на кораблях камни и бросать их в море, а когда они оказались над водой, он построил на них стену, продолжив ее в море на три мили". Такие же сведения о строительстве стены в море сообщает и Кудама (X в.).

2

pro-derbent 125  
Джума-мечеть.
Восточные ворота
комплекса. XVII век
 

Масуди (X в.), сообщая о морской стене, по-иному описывает метод ее строительства. По его словам, стену возводили на надутых воздухом бурдюках, которые по мере возведения стены погружались в воду. Когда же стена достигала дна, бурдюки отрезали и стена под тяжестью собственного веса погружалась в дно моря.

Историк XI в. Хилаль ас-Саби сообщает, что в первой половине X веке в Дербенте обрушился мол, составлявший продолжение стен города, вдававшийся в море на 60 локтей и защищавший гавань от нападения хазар. Он так описывает конструкцию Дербентских стен: "Ворота из железа, стена из симметрично расположенных камней, в каждом камне два отверстия, в каждом отверстии по железной палке, облитой свинцом. Таким образом построен и мол, вдающийся в мо ре". Эта же техника строительства, как пишет Хилаль ас-Саби, была использована и при восстановлении мола.

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты