pro-derbent 172  
Жилой дом начала XX в.
 

Ханский дворец был самым значительным гражданским сооружением Дербента. Однако внешне, по отношению к городу, ханский дворец был мало выявлен. Лишь торцевые фасады двух его корпусов и восьмигранный в плане двухэтажный павильон над одной из башен цитадели были видны из города. Вся палитра архитектурно-художественных средств и приемов была сосредоточена во внутреннем пространстве ханского дворца. Парадный двор был оформлен с размахом, подобающим резиденции честолюбивого феодального владетеля: регулярно распланированный цветник, большой фонтан, окна с наборными решетками, галереи с резными столбами, ритмический ряд стрельчатых арочных ниш на внутренней стороне стены цитадели, отгораживавшей двор от города. Это был своеобразный парадный зал под открытым небом, надежно отгороженный со всех сторон корпусами и стеной и недоступный постороннему взгляду. Но сами обитатели и гости ханского дворца могли видеть не только весь лежащий внизу город, но и подходы к нему с севера и юга, так как этажи видового павильона имели окна в пяти гранях.

В ханском дворце мы вновь встречаемся с особой ролью портала во внешнем облике дербентских сооружений. Интересно, что наряду с собственно порталом художественной обработке подверглась и фланкировавшая его с правой стороны глухая стена - в ней были устроены две декоративные стрельчатые арочные ниши, как бы представлявшие вовне один из основных архитектурно-декоративных мотивов художественного оформления парадного двора (ряд ниш на внутренней стороне стены цитадели). Показательно, что художественно обработана не просто одна из наружных стен дворца, а именно та часть внешнего фасада, которая непосредственно примыкает к входному порталу. Кстати, тот же прием использован и в доме Имангул-бека, в котором справа от входного портала наружная стена также имеет декоративную нишку, перекликающуюся с рядом ниш в одной из окружающих внутренний двор стен.

pro-derbent 172  
Жилой дом начала XX в.
 

Ханский дворец был самым значительным гражданским сооружением Дербента. Однако внешне, по отношению к городу, ханский дворец был мало выявлен. Лишь торцевые фасады двух его корпусов и восьмигранный в плане двухэтажный павильон над одной из башен цитадели были видны из города. Вся палитра архитектурно-художественных средств и приемов была сосредоточена во внутреннем пространстве ханского дворца. Парадный двор был оформлен с размахом, подобающим резиденции честолюбивого феодального владетеля: регулярно распланированный цветник, большой фонтан, окна с наборными решетками, галереи с резными столбами, ритмический ряд стрельчатых арочных ниш на внутренней стороне стены цитадели, отгораживавшей двор от города. Это был своеобразный парадный зал под открытым небом, надежно отгороженный со всех сторон корпусами и стеной и недоступный постороннему взгляду. Но сами обитатели и гости ханского дворца могли видеть не только весь лежащий внизу город, но и подходы к нему с севера и юга, так как этажи видового павильона имели окна в пяти гранях.

В ханском дворце мы вновь встречаемся с особой ролью портала во внешнем облике дербентских сооружений. Интересно, что наряду с собственно порталом художественной обработке подверглась и фланкировавшая его с правой стороны глухая стена - в ней были устроены две декоративные стрельчатые арочные ниши, как бы представлявшие вовне один из основных архитектурно-декоративных мотивов художественного оформления парадного двора (ряд ниш на внутренней стороне стены цитадели). Показательно, что художественно обработана не просто одна из наружных стен дворца, а именно та часть внешнего фасада, которая непосредственно примыкает к входному порталу. Кстати, тот же прием использован и в доме Имангул-бека, в котором справа от входного портала наружная стена также имеет декоративную нишку, перекликающуюся с рядом ниш в одной из окружающих внутренний двор стен.

2

pro-derbent 174  
Пассаж в Дербенте. Начало XX в.
 

Караван-сарай. Как отмечалось выше, в верхней части Дербента в прошлом была расположена торговая площадь. На чертежах начала XVIII в. видно, что на площадь выходили три караван-сарая. С южной стороны площади находился самый крупный в городе. Его мы видим и на рисунке Олеария, и на рисунках 1796 г., и на всех планах города XVIII и начала XIX в. Караван-сарай представлял собой квадратное плане здание (размером приблизительно 50 X 50 м) с большим двором в центре, на который выходили многочисленные, расположенные по периметру двора помещения. Вход во двор со стороны торговой площади был оформлен в виде монументального портала, который сохранялся в Дербенте до конца 1950-х гг. Это арочный входной проем шириной 2,4 м, заглубленный в перекрытую стрельчатым сводом нишу. В боковых стенах портальной ниши были устроены неглубокие стрельчатые нишки (одна из них сохранилась до настоящего времени).

Вследствие повышения уровня земли на площади портал оказался заглубленным в грунт, поэтому говорить о его истинных пропорциях трудно. Караван-сарай, по-видимому, был возведен или капитально перестраивался в XVII в., так как архитектурные формы его портала имеют много общего с характерными чертами дербентской архитектуры этого периода.

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты