pro-derbent 137  
Дом Бестужева Марлинского. Первая половина XIX
 

О строительстве и восстановлении медресе сообщают надписи на фасаде центральной секции медресе и на других сооружениях комплекса Джума-мечети. В одной из них (арабской) сообщается о строительстве медресе в 879 г. мусульманского летосчисления (1474/1475); в другой (также арабской)- о том, что после разрушения Ших-Али-хан восстановил медресе в 1204 г. (1789/1790); в персидской говорится, что здание было "благоустроено" в 1220 г. (1805/1806) после "опустошения".

Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основанное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в. медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.

Строительство медресе и формирование всего комплекса Джума-мечети было, по-видимому, завершено лишь в 1815 г., так как именно в этом году были построены одни из ворот комплекса (о чем сообщает персидская надпись на воротах).

В 1830-е гг. Александр Александрович Бестужев Марлинский дал яркое описание комплекса Джума-мечети: "Широкий, четвероугольный двор, помощенный плитою, осененный огромными чинарами, с водоемом посреди, расстилается будто ковер гостеприимства перед мечетью. Трое ворот, всегда отверстых, призывают правоверных от мирских забот в затишье думы о небе. Восточная сторона (северная - Бестужев Марлинский неверно ориентировал комплекс. - С. X.) занята рядом келий, северная (западная. - С. X.) - высоким навесом айван, убежищем молельщиков от летнего зноя. На запад (юг. - С. X.) возвышается древняя, мхом прозеленевшая стена мечети, во всю длину двора; ее подпирают плечом дебелые устои. Над срединою здания восходит к небу, как молитва, заостренный купол, и маковка его рассыпается лучами звезды. Стих из Корана горит над главными дверями. Входите - и вдруг какой-то влажный сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет. Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; и ни слух, ни взор не вызывает их внимания на окружные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным лучом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; все дышит отсутствием настоящего и навевает прохладою усталые чувства усталому сердцу".

pro-derbent 137  
Дом Бестужева Марлинского. Первая половина XIX
 

О строительстве и восстановлении медресе сообщают надписи на фасаде центральной секции медресе и на других сооружениях комплекса Джума-мечети. В одной из них (арабской) сообщается о строительстве медресе в 879 г. мусульманского летосчисления (1474/1475); в другой (также арабской)- о том, что после разрушения Ших-Али-хан восстановил медресе в 1204 г. (1789/1790); в персидской говорится, что здание было "благоустроено" в 1220 г. (1805/1806) после "опустошения".

Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основанное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в. медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.

Строительство медресе и формирование всего комплекса Джума-мечети было, по-видимому, завершено лишь в 1815 г., так как именно в этом году были построены одни из ворот комплекса (о чем сообщает персидская надпись на воротах).

В 1830-е гг. Александр Александрович Бестужев Марлинский дал яркое описание комплекса Джума-мечети: "Широкий, четвероугольный двор, помощенный плитою, осененный огромными чинарами, с водоемом посреди, расстилается будто ковер гостеприимства перед мечетью. Трое ворот, всегда отверстых, призывают правоверных от мирских забот в затишье думы о небе. Восточная сторона (северная - Бестужев Марлинский неверно ориентировал комплекс. - С. X.) занята рядом келий, северная (западная. - С. X.) - высоким навесом айван, убежищем молельщиков от летнего зноя. На запад (юг. - С. X.) возвышается древняя, мхом прозеленевшая стена мечети, во всю длину двора; ее подпирают плечом дебелые устои. Над срединою здания восходит к небу, как молитва, заостренный купол, и маковка его рассыпается лучами звезды. Стих из Корана горит над главными дверями. Входите - и вдруг какой-то влажный сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет. Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; и ни слух, ни взор не вызывает их внимания на окружные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным лучом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; все дышит отсутствием настоящего и навевает прохладою усталые чувства усталому сердцу".

2

В облике комплекса Джума-мечети немалую роль играет и то обстоятельство, что обращенный во двор главный северный фасад мечети всегда находится в тени, а фасад медресе, наоборот, освещен солнцем.

pro-derbent 138  
Дом Ханукаева. Фрагмент балкона. Начало XX в.
 

Фасад Джума-мечети, например, лишен таких деталей, форма которых рассчитана на подчеркивание светотенью. Композиция фасада медресе, наоборот, рассчитана именно на эффект светотени: глубокие затененные лоджии образуют ритмичный ряд арок, а обрамляющие эти арки плоские прямоугольные нишки также хорошо подчеркиваются четкими тенями.

Современный турист после относительно широких улиц, скверов и площадей новой части Дербента, осматривая комплекс Джума-мечети, воспринимает его внутреннее пространство как небольшой замкнутый двор. Его удивляет, что основные сооружения комплекса почти никак не выявлены вовне (медресе вообще примыкает задним фасадом к жилой застройке, а два фасада Джума-мечети, выходящие на окружающие комплекс улицы, трудно признать фасадами крупнейшего в городе культового сооружения). И действительно, Джума - мечеть как крупный архитектурный объем практически не воспринимается в городе - четко виден лишь возвышающийся над плоскими крышами рядовой застройки купол мечети.

Тем не менее комплекс Джума-мечети играл в древнем Дербенте очень важную роль. То, что сейчас воспринимается как небольшой внутренний двор, в действительности являлось самой крупной площадью Дербента, более крупной, например, чем торговая площадь. Важно также учитывать и то впечатление, которое производила в восточном городе, с его узкими, извилистыми улицами и небольшими площадями неправильной формы, регулярная площадь с четко выявленной главной осью.

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты