pro-derbent 234  
Резные окна в ауле Джули
 

В Дагестане этнические границы сближены, пожалуй, так, как нигде в другом месте земного шара. Размеры территории, занимаемой тем или иным дагестанским народом, измеряются десятками километров, а то и немногими километрами. При этом культуры отдельных народов отличаются самобытностью и внутри дагестанского историко-культурного региона.

Мы познакомимся здесь лишь с культурой (прежде всего с архитектурой) табасаран, территория которых непосредственно примыкает с запада к району Дербента. Именно до табасаранских земель протянулась Горная стена - часть грандиозной Дербентской оборонительной системы.

История табасаранского народа уходит в глубокую древность. Уже в раннем средневековье, как сообщают древние авторы, в Дагестане табасараны (таваспары) были известны как самостоятельный народ, на территории расселения которого существовало небольшое государственное образование. В дальнейшем (XI-XIV вв.) объединявшее табасаранские земли феодальное владение - Табасаранское майсумство - усилилось. Позднее (XVIII - начало XIX в.) единое феодальное образование распалось на два - северное управлялось кадием, а южное - майсумом.

Политическое деление табасаранской территории на два феодальных образования в основном соответствует распространению двух главных диалектов табасаранского языка, а также топографическому делению местности: северная часть - бассейн верхнего течения реки Рубас (ныне Табасаранский район), южная часть - левобережье среднего течения Чирах-чая и верховья Карчаг-су (Хивский район). Часть аулов соседнего с табасаранами народа лезгин (в частности, аулы группы Дере-Кам, ныне Касумкентский район) в прошлом входили в Южнотабасаранское майсумство, что повлияло на архитектуру этих аулов, сблизив многие ее черты с табасаранским зодчеством.

По дагестанским масштабам табасараны относительно многочисленный народ. В 1886 г. в Дагестане насчитывалось около 28 тысяч табасаран и более 4,5 тысяч жилых домов в табасаранских аулах. По переписи 1959 г. табасаран насчитывалось 35 тысяч, а по переписи 1970 г. - более 55 тысяч.

Этот небольшой дагестанский народ создал самобытную культуру, привлекающую внимание специалистов различных областей.

Нас, естественно, интересует здесь материальная культура табасаран и прежде всего народное зодчество и декоративно- прикладное искусство.

pro-derbent 234  
Резные окна в ауле Джули
 

В Дагестане этнические границы сближены, пожалуй, так, как нигде в другом месте земного шара. Размеры территории, занимаемой тем или иным дагестанским народом, измеряются десятками километров, а то и немногими километрами. При этом культуры отдельных народов отличаются самобытностью и внутри дагестанского историко-культурного региона.

Мы познакомимся здесь лишь с культурой (прежде всего с архитектурой) табасаран, территория которых непосредственно примыкает с запада к району Дербента. Именно до табасаранских земель протянулась Горная стена - часть грандиозной Дербентской оборонительной системы.

История табасаранского народа уходит в глубокую древность. Уже в раннем средневековье, как сообщают древние авторы, в Дагестане табасараны (таваспары) были известны как самостоятельный народ, на территории расселения которого существовало небольшое государственное образование. В дальнейшем (XI-XIV вв.) объединявшее табасаранские земли феодальное владение - Табасаранское майсумство - усилилось. Позднее (XVIII - начало XIX в.) единое феодальное образование распалось на два - северное управлялось кадием, а южное - майсумом.

Политическое деление табасаранской территории на два феодальных образования в основном соответствует распространению двух главных диалектов табасаранского языка, а также топографическому делению местности: северная часть - бассейн верхнего течения реки Рубас (ныне Табасаранский район), южная часть - левобережье среднего течения Чирах-чая и верховья Карчаг-су (Хивский район). Часть аулов соседнего с табасаранами народа лезгин (в частности, аулы группы Дере-Кам, ныне Касумкентский район) в прошлом входили в Южнотабасаранское майсумство, что повлияло на архитектуру этих аулов, сблизив многие ее черты с табасаранским зодчеством.

По дагестанским масштабам табасараны относительно многочисленный народ. В 1886 г. в Дагестане насчитывалось около 28 тысяч табасаран и более 4,5 тысяч жилых домов в табасаранских аулах. По переписи 1959 г. табасаран насчитывалось 35 тысяч, а по переписи 1970 г. - более 55 тысяч.

Этот небольшой дагестанский народ создал самобытную культуру, привлекающую внимание специалистов различных областей.

Нас, естественно, интересует здесь материальная культура табасаран и прежде всего народное зодчество и декоративно- прикладное искусство.

2

pro-derbent 235  
Окно табасаранского дома
 

Табасаранская архитектура - одна из самых своеобразных и наиболее четко выраженных в Дагестане. Оригинальный тип жилого дома с каноничным планом и фасадом, не имеющие аналогий (в архитектуре Кавказа) типы мечети и сарая для сена со ступенчатыми щипцами, своеобразная форма массивных деревянных обрамлений проемов (оконных и дверных) и фигурных деталей, сложный по рисунку орнамент типа "плетенка" - все это в совокупности придает табасаранским сооружениям ярко выраженную стилистическую определенность. Влияние табасаранского художественного центра ощущается и в архитектуре соседних народов Южного Дагестана - лезгин, агулов, кайтакцев.

Разумеется, табасаранская школа впитала в себя и ряд черт, присущих архитектуре других народов Кавказа. Однако многое в истории ее возникновения и формирования остается пока неясным. Трудно, например, объяснить, каким образом архитектура народа, территория которого расположена ближе всего к Дербенту, стилистически так далека от характерных для дербентских сооружений "мусульманских" форм. С другой стороны, в табасаранской архитектуре отсутствуют и многие формы, характерные для горных районов Дагестана. В то же время табасаранский орнаментальный декор ("плетенка") близок декору армянской и грузинской архитектуры и, по-видимому, связан с древней местной кавказской традицией.

Табасаранское зодчество отличает особое внимание к оформлению фасада жилого дома, в то время как в горных районах художественно оформлялся прежде всего жилой интерьер, а в Дербенте композиционным центром дома был внутренний дворик.

Можно предположить, что в табасаранской архитектурной школе в переработанном виде сохранились некоторые древние традиции, связанные с до мусульманской (христианской) культурой Дагестана (кстати, именно в Табасаране выявлены крестообразные по форме мусульманские надгробия) и, возможно, даже восходящие к традициям Кавказской Албании.

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты