Трудно в нашей стране найти человека, который бы никогда не слышал о Дагестане. Об этом своеобразном крае писали Михаил Лермонтов и Лев Толстой, его пейзажи и быт вдохновляли художников Гагарина и Лансере. Отечественные и зарубежные лингвисты уже многие годы пристально изучают уникальный языковой феномен - сосуществование на небольшой территории десятков различных языков, причем на некоторых из таких языков разговаривают жители лишь нескольких аулов.

Архитектура ДербентШироко известны дагестанские ковры, балхарская керамика, кубачинские ювелирные изделия. Популярны народная поэзия и танцы страны гор.

Однако гораздо меньше известна архитектура Дагестана, которая долгое время просто не привлекала к себе внимания исследователей. Если по архитектуре таких республик Кавказа, как Армения, Грузия и Азербайджан, за годы Советской власти были изданы десятки книг, то систематическое изучение дагестанской архитектуры началось лишь в послевоенные годы.

Дербент расположен в Южном Дагестане - в той части Восточного Кавказа, на долю которой выпала, пожалуй, наиболее сложная историческая судьба. Именно здесь, на территории Южного Дагестана, расположен знаменитый Дербентский (или Прикаспийский) проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, через который проходит наиболее удобный путы через Кавказ из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию. Это обстоятельство и повлияло на всю историю Южного Дагестана, оказавшегося ареной борьбы народов и государств за обладание Прикаспийским проходом. Здесь (прежде всего в приморских районах) создавали свои поселения, строили оборонительные и культовые сооружения, вели торговлю и т. д. персы и армяне, арабы и азербайджанцы, хазары и монголы, турки и русские.

Исключительное географическое положение Дербентского прохода, определившее его стратегическое и торговое значение в истории народов Кавказа, Передней Азии и Юго-Восточной Европы, отмечается уже древними авторами.

У греко-римских историков Прикаспийский проход был известен под названием Албанских или Каспийских ворот; у армянских и албанских историков - Чога или Чор (Джора); у грузинских - Дзгвис-Кари (морские ворота); у византийских- Цур; у арабских Баб-ал-Абваб (главные ворота), Баб- эль-Хадид (железные ворота); в русских летописях - Железные ворота, Дербень.

Трудно в нашей стране найти человека, который бы никогда не слышал о Дагестане. Об этом своеобразном крае писали Михаил Лермонтов и Лев Толстой, его пейзажи и быт вдохновляли художников Гагарина и Лансере. Отечественные и зарубежные лингвисты уже многие годы пристально изучают уникальный языковой феномен - сосуществование на небольшой территории десятков различных языков, причем на некоторых из таких языков разговаривают жители лишь нескольких аулов.

Архитектура ДербентШироко известны дагестанские ковры, балхарская керамика, кубачинские ювелирные изделия. Популярны народная поэзия и танцы страны гор.

Однако гораздо меньше известна архитектура Дагестана, которая долгое время просто не привлекала к себе внимания исследователей. Если по архитектуре таких республик Кавказа, как Армения, Грузия и Азербайджан, за годы Советской власти были изданы десятки книг, то систематическое изучение дагестанской архитектуры началось лишь в послевоенные годы.

Дербент расположен в Южном Дагестане - в той части Восточного Кавказа, на долю которой выпала, пожалуй, наиболее сложная историческая судьба. Именно здесь, на территории Южного Дагестана, расположен знаменитый Дербентский (или Прикаспийский) проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, через который проходит наиболее удобный путы через Кавказ из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию. Это обстоятельство и повлияло на всю историю Южного Дагестана, оказавшегося ареной борьбы народов и государств за обладание Прикаспийским проходом. Здесь (прежде всего в приморских районах) создавали свои поселения, строили оборонительные и культовые сооружения, вели торговлю и т. д. персы и армяне, арабы и азербайджанцы, хазары и монголы, турки и русские.

Исключительное географическое положение Дербентского прохода, определившее его стратегическое и торговое значение в истории народов Кавказа, Передней Азии и Юго-Восточной Европы, отмечается уже древними авторами.

У греко-римских историков Прикаспийский проход был известен под названием Албанских или Каспийских ворот; у армянских и албанских историков - Чога или Чор (Джора); у грузинских - Дзгвис-Кари (морские ворота); у византийских- Цур; у арабских Баб-ал-Абваб (главные ворота), Баб- эль-Хадид (железные ворота); в русских летописях - Железные ворота, Дербень.

2

Современное название Дербента происходит от персидского слова "дарбенд" - буквально "узел ворот".

Дербент старая фотография города, примерно 1950 годГород расположен на берегу Каспийского моря в месте, где Кавказские горы ближе всего подходят к морю, оставляя узкий трехкилометровый проход вдоль берега. Дербентская крепость запирала этот наиболее удобный путь из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию. Она являлась частью грандиозной оборонительной системы, включавшей в себя городские стены, цитадель, морские стены и Горную стену (Даг- бары). Дербент был главным оплотом этой оборонительной системы, которая защищала народы Закавказья и Передней Азии от нашествия кочевников с севера.

Дербентская крепость расположена в наиболее уязвимом в стратегическом отношении месте Прикаспийского прохода. Цитадель города занимает вершину ближайшего к морю холма, соединенного узкой перемычкой с отрогами Джалганского хребта. К востоку от подножия этого холма тянется узкая, слегка покатая в сторону моря прибрежная полоса, которая хорошо просматривается в обе стороны из цитадели.

Путь вдоль берега преграждали две параллельные крепостные стены, примыкавшие на западе к цитадели, а на востоке уходившие на значительное расстояние в ,море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Между этими стенами и располагался Дербент. К западу от цитадели более чем на 40 км тянулась сложная система оборонительных сооружений (Горная стена), призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам.

Выявленные за послевоенные годы многочисленные памятники зодчества позволяют определенно утверждать, что в Дагестане находился один из своеобразных художественных центров кавказской архитектуры. На протяжении многих веков народы и территория Дагестана подвергались политической и экономической экспансии со стороны более сильных соседей и иноземных завоевателей, испытывая различное культурное и религиозное влияние.

В этих условиях сохранить самобытность и не превратиться в провинциальное ответвление другой школы могла лишь архитектура, имеющая собственные художественные центры.

Что же касается архитектуры народов Южного Дагестана, то по отношению к ней есть все основания говорить о местных художественных центрах и архитектурных школах. Архитектура каждого из народов лезгинской группы (агулов, лезгин, рутульцев, табасаран, цахуров) имеет свои особенности, складывавшиеся под влиянием своеобразия исторической судьбы данного народа, местных природно-климатических условий и строительных материалов, обычаев, профиля хозяйства, традиций декоративно-прикладного искусства и т. д.

3

Дербент, рисунок,  строительство крепостной стеныРазумеется, в архитектуре Южного Дагестана (в том числе и в табасаранской архитектуре) можно найти планировочные приемы, конструктивные формы, стилистические черты и даже отдельные архитектурные или декоративные элементы, зародившиеся в архитектуре других народов и заимствованные в тот или иной период местными мастерами-строителями. Однако в целом архитектура коренных народов Южного Дагестана не имеет прямых аналогий в архитектуре Кавказа, следовательно, ее формирование проходило при решающей роли местных художественных центров.

Более сложное явление представляет архитектура Дербента, который можно отнести к таким культурным центрам, которые играли в прошлом большую роль в процессах взаимовлияния культур различных народов и регионов.

Своеобразие историко-культурной роли Дербента сказалось и на особенностях взаимосвязи его архитектуры с архитектурой народов Южного Дагестана.

Через Дербент в горные аулы Южного Дагестана на протяжении многих веков шла новая информация о типах зданий и сооружений (крепости, мечети, мавзолеи, минареты и др.), конструктивных формах, планировочных приемах. При этом и в самом Дербенте, испытавшем различные влияния, постепенно вырабатывался свой вариант архитектуры Восточного Кавказа. Поэтому условно (в пределах Южного Дагестана) можно говорить о дербентской архитектурной школе.

Но, разумеется, не только своеобразием дербентской архитектурной школы (например, в XIV-XV вв. или в XVII- XVIII вв.) определяется роль Дербента в архитектуре Кавказа и Передней Азии.

Строительство в городе на различных этапах его истории было тесно связано с определенными периодами развития архитектуры ряда стран и народов Переднего Востока. Поэтому роль некоторых дербентских сооружений выходит за пределы не только Южного Дагестана, но и всего Кавказа.

4

В первую очередь это относится к Дербентской оборонительной системе - сооружению мирового класса как по своему назначению (звено в цепи "длинных стен", отделяющих кочевые северные народы от земледельцев-южан), так и по грандиозности, оригинальности города-крепости (растянутого между цитаделью и искусственной гаванью), по качеству строительства. Дербентская оборонительная система занимает почетное место в истории мировой архитектуры наряду с такими сооружениями, как Великая китайская стена или "длинные стены" Пирея. В ряду подобных крепостных сооружений (с "длинными стенами") она в типологическом отношении представляет собой уникальный пример органического сочетания "длинной стены", мощной крепости, города и порта.

Дербент, рисунок, крепостные стены входят в мореБольшой интерес для истории развития архитектуры Переднего Востока представляет культовое строительство в Дербенте. Дербентская Джума-мечеть является одной из самых значительных среди ранних мечетей, построенных за пределами Арабского халифата. Крупнейшее для своего времени мусульманское культовое сооружение на Кавказе, Джума- мечеть, с одной стороны, является важным звеном в эволюции молитвенного здания ислама, а с другой - одним из прототипов местных мечетей Восточного Кавказа.

Дербентская архитектура XIV-XV вв., когда город входил во владения ширваншахов, развивалась в тесном взаимодействии с архитектурой Ширвана. Постройки Дербента этого времени помогают составить более полное представление об общих процессах развития архитектуры Восточного Кавказа. Так, например, декоративная стенка ворот Орта-капы позволяет рассматривать "ордер" Диван-хане в Баку не как уникальный элемент, а как определенную художественно-композиционную систему, являвшуюся неотъемлемой частью архитектурного арсенала ширванской архитектурной школы.

В дербентской архитектуре XVII - начала XIX в. отражены особенности этого насыщенного историческими событиями периода, когда политическая карта Восточного Кавказа часто менялась, а взаимодействие азербайджанской и дербентской архитектуры носило сложный и противоречивый характер. Дербент этого времени можно рассматривать как один из центров развития архитектуры Восточного Кавказа. В период возвышения Дербента (например, при Фет-Али-хане) здесь создавались сооружения, значение которых выходит за пределы архитектуры Южного Дагестана (ханский дворец - одно из крупнейших дворцовых сооружений Восточного Кавказа). В целом в XVII - начале XIX в. дербентская архитектура характеризовалась высоким профессиональным уровнем - бани, магальные мечети (Кырхляр-мечеть), караван-сарай, ханский мавзолей, медресе и др.

Стилистическая определенность местной дербентской архитектуры сохранилась и в первой половине XIX в., когда в городе уже велось значительное строительство силами русского гарнизона. Русский ампир и дербентская архитектурная школа сосуществовали в эти годы в строительстве города, фактически не влияя друг на друга и стилистически не смешиваясь, так как они не только обслуживали различные сферы городского строительства, но и были разграничены даже территориально (гарнизон осуществлял строительство главным образом в цитадели, а также в Дубарах - нижней части города).

Постройки русского гарнизона в Дербенте могут представлять определенный интерес и при анализе русского провинциального ампира, а также как комплекс различных по назначению сооружений русской крепости этого периода.

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты