Джума МечетьВключение Дербента в сферу военно-политического и торгово-экономического влияния такого мощного государства, как Арабский халифат, оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие города. Дербент был превращен арабами в крупный военно-административный центр, резиденцию наместника на Кавказе. Здесь оседала значительная часть огромной военной добычи и налогов (джизья), собираемых со всех областей Восточного Кавказа. Все это выдвинуло Дербент в ряды богатейших городов региона.

Приток в город значительных людских масс, переселение тысяч арабских колонистов, резко повысил спрос на товары первой необходимости и предметы роскоши, что способствовало резкому подъему торговли и ремесла. В этот период Дербент становится главным звеном, контролируемой Арабским халифатом торговли между «Севером» и «Югом» по Прикаспийской дороге. Иностранные купцы, привозившие товары в Дербент, платили в казну города десяти процентную пошлину, а купцы Арабского халифата — пятипроцентную.

Превращение Дербента в крупный ремесленный центр усиливает его связи с торгово - ремесленными очагами Нижнего Поволжья, Ближнего и Среднего Востока. Небывалый расцвет торговли и бурное развитие ремесла оказали огромное влияние на рост города.

Кладбище КырхлярАвтор X века Ибн Хаукал в своей «Книге путей и царств» писал: «...Меха привозят с Волги в Баб аль-Абваб. В этом городе обширная торговля рабами, привозимыми сюда из соседних стран». По свидетельству другого арабского историка X века, Аль-Истахри, многочисленные города Кавказа уступают Баб аль-Абвабу, который «...богаче Ардебиля и больше Тифлиса». По сведениям других арабских авторов, в Дербент прибывали купцы из многих стран, а дербентские купцы имели налаженные торговые связи с причерноморскими степями, вели активную торговлю в Азербайджане, Ираке, Иране, Сирии. По всему Среднему Востоку славилось знаменитое дербентское полотно «масхури», а марену (краситель) вывозили до самой Индии. «Из Баб аль-Абваба вывозят полотняные одежды, и нет нигде таких одежд, кроме как здесь — ни в Арране, ни в Арменийи, ни в Азербайджане» — сообщает Аль-Истахри. Об этом же писали и другие средневековые арабские авторы.

В Дербенте чеканят собственные монеты, которые имели хождение наряду с арабскими монетами. Этот факт свидетельствует об особом положении Дербента, так как к этому периоду халифом Абд ал-Маликом была проведена денежная реформа, согласно которой на территории Арабского халифата были запрещены хождение монеты других государств и введена единая арабская монетная система.

В то же время Дербент превращается в крупнейший на Кавказе идеологический центр, главный оплот в распространении новой религии - ислама на новые территории. Сюда стекаются многочисленные гази, курра (чтецы Корана), мутакаллимы (богословы), которые содержатся за счет казны.

Являясь северной границей Арабского халифата, город систематически подвергается нападению извне. Гарнизон города часто был не в состоянии сдержать мощный натиск хазар, которые по-прежнему прорывались через Дербент и грабили внутренние области Халифата. Дербент практически находился в осадном положении, так, что ни один человек не мог выйти безопасно из крепости. Описывая тревожное положение города, автор VIII века Якут писал: «Пусть всякий, кто спросит известий обо мне, знает, что поистине я нахожусь в стране, откуда покой убежал. Мы отражаем их (хазар) орды от наших владений. Мы истребляем их в последнюю ночь луны».

По свидетельству историков, хазары в 722, 728, 754, 764, 799 годах осаждали город, учиняли в нем неслыханные опустошения и жестокость. Один из очевидцев событий писал: «...Видя страшную опасность со стороны безобразной, гнусной, широколицей, без ресничной толпы (отряды хазар), которая в образе женщин с распущенными волосами устремились на них, содрогание овладело жителями. Особенно при виде метких и сильных стрелков, которые как бы сильным градом облили их и, как хищные волки, потерявшие стыд, бросились на них и беспощадно перерезали их на улицах и площадях города. Глаз их не щадил ни прекрасных, ни милых, ни молодых из мужчин и женщин. Не оставлял в покое, даже негодных, безвредных, изувеченных и старых; они не жалобились, и сердце их не сжималось при виде мальчиков, обнимавших зарезанных матерей... Как огонь проникает в тростник, так входили они в одни ворота (городские) и выходили в другие, оставив там деяния хищных птиц и зверей».

Поэтому, с первых дней, арабы принимают все меры для восстановления и укрепления фортификаций города. Халифы на это не жалеют денег. А когда в казне не хватало средств, то изыскивались другие пути. Так, халиф Абу Джафар (754-775 гг.), не имея достаточных денег, собрал по тюрьмам семь тысяч пленных и послал их для восстановления укреплений Дербента. На содержание защитников города направляются огромные доходы с нефтяных и соляных промыслов Баку и Ширвана.

Во второй половине VIII века усиливается антиарабское движение на Кавказе. Неспокойно и в Дербенте. Жители проявляют недовольство арабским господством. В 797 году в Дербенте вспыхивает крупное антиарабское восстание. Жители убили арабского сборщика налогов, а призванные восставшими на помощь хазары, прошли через Дербент, разграбили закавказские провинции Арабского халифата.

Традиционный узорХалиф Харун ар-Рашида (786-809 гг.) для укрепления Дербента распоряжается выпустить из тюрем одиннадцать тысяч заключенных для пополнения гарнизона Дербента, а из Сирии и Месопотамии около семи тысяч мусульманских семей переселяет в возведенные вблизи Дербента крепости: Камах, Бильгади, Дарваг и др.

Однако все эти меры не дали должных результатов. Пользуясь смутами в закавказских владениях Халифата, хазары стремятся восстановить свои утраченные позиции. Они разбили многотысячную армию арабов близи Дербента, и Халифату пришлось принимать исключительные меры для удержания города. И только после больших усилий арабскому наместнику на Кавказе Язиду вновь удалось установить контроль над Дербентом. После этого, как сообщают арабские авторы, «...мусульмане усилились, и страна успокоилась».

При халифе Харун ар-Рашиде в городе проводятся большие строительные работы: от реки Рубас до Дербента был прорыт оросительный канал, проведены работы по благоустройству города, возведены жилые помещения и построены новые мечети. Подобную же политику правители Арабского халифата продолжали и в дальнейшем. Так, халиф Муттамид в 884 году полностью отобрал у Ширвана и передал Дербенту все доходы с нефтяных и соляных источников. Указ халифа гласил, «...тот, кто эту нефть отнимет у жителей Баб аль-Абваба, да будет врагом Аллаха и пророка».

 

 

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты