Дербент фото гравюра древнего Дербента
Дербент фото гравюра
древнего Дербента

Прикаспийский проход уже в первые века до новой эры рассматривался как важный стратегический рубеж на торговом пути из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию.

Особенно возросло стратегическое значение этого прохода, когда к северу от него появились сильные племена, сначала гуннов (IV в.), а затем хазар, которые совершали опустошительные набеги в Закавказье и Переднюю Азию.

На Прикаспийской низменности (в пределах Дагестана и Азербайджана) сохранилось несколько древних оборонительных укреплений, перегораживавших проход вдоль берега моря.

Е. А. Пахомов, обследовавший в 1925-1932 гг. остатки оборонительных линий южнее Дербента, высказал интересную гипотезу о существовании в прошлом как бы единой линии оборонительных сооружений на евроазиатском континенте, делившей его на две части - северную (населенную кочевниками) и южную (земледельцы). На этой границе шла борьба кочевых и оседлых народов, причем последние защищали свою территорию, создавая в дополнение к горным хребтам искусственные оборонительные линии. При этом особое внимание обращалось на создание "длинных стен" в горных проходах. Если нанести на карту такие построенные в различное время и различными государствами "длинные стены" и валы, как римский вал от Рейна до Дуная, ряд византийских стен на Балканском и Крымском полуостровах, стены: абхазскую, закатальскую, дербентскую, закаспийскую, семиреченские, китайскую и другие, то образуются как бы звенья одной цепи.

Дербент фото гравюра древнего Дербента
Дербент фото гравюра
древнего Дербента

Прикаспийский проход уже в первые века до новой эры рассматривался как важный стратегический рубеж на торговом пути из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию.

Особенно возросло стратегическое значение этого прохода, когда к северу от него появились сильные племена, сначала гуннов (IV в.), а затем хазар, которые совершали опустошительные набеги в Закавказье и Переднюю Азию.

На Прикаспийской низменности (в пределах Дагестана и Азербайджана) сохранилось несколько древних оборонительных укреплений, перегораживавших проход вдоль берега моря.

Е. А. Пахомов, обследовавший в 1925-1932 гг. остатки оборонительных линий южнее Дербента, высказал интересную гипотезу о существовании в прошлом как бы единой линии оборонительных сооружений на евроазиатском континенте, делившей его на две части - северную (населенную кочевниками) и южную (земледельцы). На этой границе шла борьба кочевых и оседлых народов, причем последние защищали свою территорию, создавая в дополнение к горным хребтам искусственные оборонительные линии. При этом особое внимание обращалось на создание "длинных стен" в горных проходах. Если нанести на карту такие построенные в различное время и различными государствами "длинные стены" и валы, как римский вал от Рейна до Дуная, ряд византийских стен на Балканском и Крымском полуостровах, стены: абхазскую, закатальскую, дербентскую, закаспийскую, семиреченские, китайскую и другие, то образуются как бы звенья одной цепи.

2

В Прикаспийском проходе первая линия укреплений (считая с юга) находится в пределах Азербайджана у горы Беш-Бармак, отстоящей от моря на 1,75 км. У подножия горы сохранились развалины крепости, от которой к морю идут два параллельных глиняных вала (остатки стен), достигающих у берега высоты 2,5-3 м. Расстояние между валами около 220 м, вблизи берега моря они соединены между собой поперечным валом.

Дербент фото реконструкция плана стен Дербентской крепости
Дербент фото реконструкция плана
стен Дербентской крепости

Вторая линия укреплений (севернее первой) начинается в 5 км к северу от устья реки Гильгин-чай. Сохранился вал, идущий от берега моря в сторону гор. Это остатки стены со следами башен из сырцового кирпича. Стена оканчивается в районе предгорий у большой прямоугольной крепости. Далее по направлению к горам - второй участок стены (доходящей до горы), за которой по краю ущелья Гильгин-чай сохранились остатки укреплений; далее идет каменно-кирпичная стена, заканчивающаяся расположенной на скале крепостью Чирах-кала. Общая длина Гильгинчайской оборонительной системы около 30 км.

Лepx, проезжавший по Прикаспийскому проходу в середине XVIII в., сообщает о существовании южнее Дербента третьей древней ("античной") оборонительной линии (севернее Самура, у устья Рубаса) в виде высокого вала от моря до гор и показывает ее на помещенной в его книге карте где-то в районе городища Торпах-кала.

Об одной из линий укрепления южнее Дербента ("стены, спускающиеся с гор до моря") рассказывает Гильом де Рубрук, проезжавший по Прикаспийскому проходу в 1253 г.

Четвертая линия укреплений в Прикаспийском проходе - это Дербентская оборонительная система.

Существовали оборонительные линии, перегораживающие Прикаспийский проход и севернее Дербента. Об одной из них, расположенной в 6-7 км севернее станции Огни, сообщает Е. А. Пахомов.

Еще одна оборонительная линия существовала в нескольких километрах южнее нынешней Махачкалы, но севернее Тарков - одного из древнейших аулов Дагестана. Эта стена изображена на рисунке в книге Лерха, где говорится что это очень сильно разрушенная древняя стена из дикого камня, идущая от Каспийского моря до гор длиною в две версты, шириною в сажень. Вал в этом месте показан и на одном из планов Петровска (ныне Махачкала), снятом в XIX в.

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты