«Лезгинка» — легенда дагестанского танца, танец жизни

«Лезгинка» — легенда дагестанского танца Гордость республики, визитная карточка Страны гор, золотой фонд дагестанской культуры — каких только эпитетов ни удостаивался Государственный Академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» за полвека своего существования. Он стал настоящей легендой дагестанского национального танца, одним из самых прославленных коллективов подобного рода в России.

Ансамбль Лезгинка
Ансамбль Лезгинка

Ансамбль «Лезгинка» был создан в 1958 и в этом году. Его организатором и художественным руководителем в течение 20 лет был народный артист СССР Танхо Израилов, ассистент и ученик легендарного российского балетмейстера Игоря Моисеева, по крупицам собиравший коллектив, народные танцы и мелодии; изучавший богатое культурное наследие народов Дагестана, на основе которого появились многие известные программы «Лезгинки». Именно он смог, начав с чистого листа, создать сильный, признанный во всем мире коллектив. Затем его дело продолжили Курбан Курбанов и Иосиф Матаев. Ныне художественным руководителем «Лезгинки» работает заслуженный артист России Залимхан Хангереев.

Танец на Кавказе всегда назывался лезгинкой, и поэтому многие яркие творческие коллективы хотели в те годы заполучить этот звучный бренд. На название «Лезгинка» претендовали самые прославленные ансамбли Кавказа, но благодаря авторитету и необыкновенной энергетике Танхо Израилова оно досталось именно Дагестану.

Первый состав «Лезгинки» набирался буквально с улицы. Именно из тех начинающих танцоров Танхо Израилов сделал настоящих звезд своего времени. В Дагестане вообще не было тогда школы танца и приходилось начинать с нуля. Тем не менее, уже через несколько лет после создания «Лезгинка» вошла в число лучших ансамблей страны и успешно конкурировала с ними. Популярность ансамбля, гремевшего в те годы на весь Советский Союз, способствовала притоку талантливых кадров. Начались гастроли по Советскому Союзу и за рубежом. Первые выступления «Лезгинки» произвели эффект разорвавшейся бомбы, все демонстрировавшиеся концертные номера имели колоссальный успех. Не взирая на проблемы, Танхо Израилов сумел использовать свой богатый хореографический опыт, чтобы дагестанский фольклор на сцене подать по-новому: эффектно, экспрессивно, выигрышно.

Периодом расцвета «Лезгинки» были 60-е годы. Это был настоящий звездный час ансамбля. Два раза в середине 70-х и в середине 80-х годов в коллективе наступали тяжелые периоды творческого кризиса, когда по разным причинам был застой в хореографии, вследствие чего не обновлялась программа. Выбраться из первого кризиса смог новый художественный руководитель Курбан Курбанов, который возглавил ансамбль после ухода Танхо Израилова у него был свой почерк и новое видение, и благодаря этому коллектив снова стал добиваться ощутимых успехов. Был предпринят очень смелый шаг для тех лет — на 80% обновилась программа, но, к сожалению, потом опять начался период кризиса и упадка. Во второй раз «Лезгинку» спас новый худрук Иосиф Матаев, который стал для коллектива вторым Танхо Израиловым.

Он возродил традиции основателя ансамбля, обладая хорошим организаторским даром, сумел по-новому поставить работу. Тогда, в 80-е годы, как и сейчас для успеха ансамбля уже стало требоваться не только высокое качество выступлений, но и умение быть хорошим продюсером. Нужно было продвигать свой коллектив и показывать его с лучшей стороны, выражаясь современным языком, обеспечивать раскрутку. Это у Матаева очень хорошо получалось, помимо того, что он был и высококлассным хореографом. 90-е годы стали для ансамбля одними из самых тяжелых. Переход экономики на рыночные рельсы очень тяжело сказался на культуре в целом и на творческих коллективах, в частности. Не обошло это стороной и «Лезгинку». Появилось чувство незащищенности и ненужности, которое надо было преодолевать. Перед коллективом встал шекспировский вопрос: быть или не быть? Зарплаты подолгу не выплачивались, не было возможности обновить костюмы и декорации. Но ансамблю удалось найти нескольких спонсоров, которым была небезразлична судьба «Лезгинки». Они помогли коллективу в трудное время, и во многом благодаря им прославленный ансамбль выжил, не развалился и с конца 90-х годов вновь стал набирать обороты, возвращая себе славу одного из лучших в стране.

Ансамбль Лезгинка
Ансамбль Лезгинка

В «Лезгинке» царит дружеская атмосфера, ведь без здорового микроклимата невозможно настоящее творчество. Ансамбль побывал с гастролями в 50 странах мира и является победителем десятков всемирно известных фестивалей фольклорного танца, не единожды становился лауреатом престижных премий. О том авторитете, который имеет «Лезгинка» сегодня, говорит и тот факт, что с 15 по 16 июля 2006 года ансамблю была предоставлена возможность продемонстрировать свое мастерство и представлять многообразную культуру народов Дагестана перед высокими гостями — участниками встречи глав государств и правительств стран большой восьмерки в г. Санкт-Петербурге. Выступление ансамбля на торжественном концерте в рамках культурной программы между народного саммита в зале Петродворца произвело настоящий фурор. Президент России Владимир Путин отметил высокий профессионализм и мастерство наших артистов, яркое выступление которых пришлось по душе и главам других государств. Он подчеркнул, что ансамбль «Лезгинка» является одним из самых ярких носителей великой истории и богатейшей многонациональной культуры России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector