Символ последнего пристанища человека …

«Могила — дверь, и все люди входят в неё».
Аль-Ататахин

-Покинем свет а миру хоть бы что,
-Исчезнет след, а миру хоть бы что,
-Нас не было, а он сиял и будет!
-Исчезнем мы, а миру хоть бы что

Омар Хайям

Символ последнего пристанища человека
Символ последнего пристанища человека

Практически с самого рождения любой человек, живущий на земле, начинает думать о загробной жизни. Желание оставить на земле хоть какой-нибудь след после себя становится его постоянной и неотвязчивой мыслью. В Древнем Египте обожествление фараонов, носивших титул «Сын Солнца», достигло апогея. Символом величия фараонов и их беспредельного тщеславия стало строительство для них гробниц — гигантских пирамид. Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей будущей гробницей пирамиду, был фараон Джосер (2800г. до н. з.).

Смерть фараонов превратилась в сложнейший ритуал с масштабными жертвоприношениями. Одной из самых известных является пирамида Хеопса в Гизе. Это единственное из известных в древнем мире семи чудес света, сохранившееся до наших дней. Пирамида Хеопса — самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком на земле. Её высота — 146,6 м. что примерно соответствует пятидесяти этажному небоскрёбу. Другим гигантским памятником человеческой гордыне была гробница царя Мавсола в Галикарнасе в Малой Азии, построенная в 350 году н.э. и разрушенная землетрясением в 1494 г. Время ко всему беспощадно, всё боится его!!! Уже в самом факте увековечивания памяти умершего особыми знаками — ритуально вещественными или изобразительными — заложена идейная первооснова надгробного памятника.

Стремление человека постоянно напоминать о себе коснулось и Дагестана, чему свидетельством являются следующие факты.

Этнографическая наука утверждает, что в Дагестане культ предков имеет достаточно глубокие корни. По представлениям людей, после физической смерти человека его душа продолжает своё существование в загробном мире и оттуда может оказывать влияние на жизнь и деятельность живых сородичей и потомков. Чтобы это воздействие было благоприятным для живых, последние должны были оказывать уважение к памяти предков и заботиться об их душах. Возможно, по этой причине с древнейших времён в Дагестане сложилась традиция — устанавливать на могилах умерших каменные надгробья и тут же совершать сакральные ритуалы. Известно, что ислам неодобрительно относится к установке над могилами умерших роскошных надгробных плит.

Могила правоверного мусульманина должна смешаться с землёй, и поэтому её надлежит делать по возможности проще. Но повсеместно в Дагестане сложилась картина прямо противоположная требованиям ислама. Вся жизнь дагестанцев тесно связана с камнем. В его использовании и обработке, в искусстве орнаментального украшения надгробных камней дагестанцы преуспели. В этом деле они достигли таких вершин, которые оказались недосягаемы для других народов Северного Кавказа. Известно: для обучения камнерезному мастерству и получения духовного образования наши соседи приезжали в крупные центры художественных ремёсел Дагестана. В сложившемся наборе обязательных обрядовых элементов захоронений нашли отражение не только религиозные убеждения дагестанцев, но и определённые черты их общего мировоззрения. С точки зрения знакомства с духовной культурой народа, надгробные камни дают чрезвычайно интересный материал для наблюдений и выводов относительно определённых эстетических воззрений дагестанцев. Эти памятники камнерезного искусства разбросаны по всему Дагестану. Они отличаются богатой орнаментальной базой и имеют развитые графические традиции. Как показывает практика, резные надмогильные стелы делятся на две группы. В первую группу входят так называемые саркофаги — лежащие горизонтально памятники. Они получили распространение в Южном Дагестане. Во вторую группу входят стелы, стоящие вертикально. Почти у каждой народности Дагестана стелы имеют свои многочисленные варианты. Основные из них — антропоморфный и прямоугольный типы. Бытует мнение, что антропоморфный тип памятников испытал сильное влияние степных «каменных баб».

Примечательны в этом плане могильные памятники из селений Ругуджа Гунибского района. Их смешанные — эпиграфический и растительный — орнаменты отличаются своей изысканностью и монументальностью. Крупные детали орнамента расположены равномерно, по принципу равновесия. Для них характерны крупные симметричные и асимметричные розеточные схемы. Исключительная пышность и оригинальность орнаментального решения превращают монументы в ажурные сосуды. Наличие в композиции памятников элементов предметного орнамента, в частности — оружия, вносит в него новую семантику. Другой печально известный памятник тоже расположен в селении Ругуджа. По преданию, к этому монументу за «возмутительные» песни была привязана непокорная аварская поэтесса Анхил Марин. По решению шариатского суда ханские прислужники зашили ей рот, но она, несмотря на боль, разомкнула свои губы и продолжила петь с кровоточащим ртом. Возможно, она пела тогда свою знаменитую песню — гимн любви:

— Вся горечь кончены лишь мертвым ясна,
— Ужель перестала ходить по земле я?
— О камень могильный, где надпись видна,
— Ужель ты несчастной любви тяжелее?

Саркофаги
Саркофаги

Поразительна сила духа горской женщины, над которой висела тяжесть адатов.

Не менее интересен и другой памятник, в котором отразилась идеология трёх религий: верхняя часть камня ассоциируется с крестом, посередине видна «звезда Давида», ниже — исламский полумесяц. Рядом с этим памятником имеется множество надмогильных плит, у которых разбиты верхние части. Старожилы рассказывают легенду, что они не пришлись по духу мюридам имама Шамиля. Оказывается, их верхние части были очень похожи на христианские кресты.

Много неразгаданных тайн хранит аул Гимры — родина легендарного Шамиля. Неразрешимой тайной овеяно гимринское кладбище с уникальными надмогильными памятниками. На них нет ни привычной арабской графики, ни узоров, вырезанных мастерами. Потрясают воображение строгие, суровые вертикальные камни, напоминающие вставших на дыбы коней. Молва говорит, что здесь покоятся павшие в боях храбрые всадники. Может быть, здесь нашел отражения распространенный в древние времена в Дагестане культ коня — постоянного спутника и боевого друга горца?

Привлекают своей загадочностью и камни с кладбища селений Нижнее Мулебки Сергокалинского района. Время наложило на них свой отпечаток, но оно не смогло вытравить с плит сиротливо смотрящие на нас таинственные знаки. Есть версия, что У-образный знак на плитах является началом формулы единобожия «ЛЯ…». Но почему тогда эти знаки присутствуют в доисламских текстах строителей Дербентской крепости, или в алфавите древних албанцев — предков современных дагестанцев? А кто похоронен под другими символами и что они обозначают? Мы затронули в этой статье вопросы, ответы на которые не так просто найти. Много тайн еще хранит древняя земля Дагестана!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector