Можно сватать или нет?

Совсем недавно одного взгляда на одежду человека было достаточно, чтобы точно определить в какой стране, в какой части этой страны живет этот человек. Люди носили национальные костюмы, а в них было «зашифровано» все. Начиная от финансовой составляющей, семейного положения и до социального статуса в обществе. Это касается и мужской и женской одежды. Общество считывало эту информацию, сопоставляло ее с теми сведениями, которые были известны об этом человеке, и выносило вердикт. Правильно ли, честно, точно или все переврано, прилично или нет, одет человек. Все было понятно. Сейчас, весь мир одевается по европейской моде, все перемешалось, и уже нет возможности точно определить, кого мы перед собой наблюдаем.

Однако еще в начале прошлого века по одежде кавказской женщины можно было определить не только ее нацию, село, из которого она родом, но и ее семейное положение. И это имело особый смысл, ведь раньше парень не мог подойти к понравившейся девушке и спросить ее, замужем она или нет. Каждая деталь одежды имела смысловую нагрузку, головной убор, прическа отличали незамужнюю девушку от молодой замужней женщины. И, даже места, куда могла приходить девушка, и куда нельзя было ей приходить.

По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Женский костюм менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье из цветной ткани (желтой, зеленой, красный кушак. Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов. В сёлах Корода и Чохто девушки, в отличие от женщин, носили с серебряной цепочкой, которая прикреплялась к височной части убора и откидывалась назад, чтобы убор держался на голове. В обществе Тлейсерух (селения Ириб, Гелиб и др.) концы головного покрывала сшивались вместе, оно имело форму кольца. Сшитый конец его не свисал, а подтыкался под матерчатый пояс. Под пояс подбирали концы покрывал и женщины общества Карах (Тлярош, Гочоб и др.). Но девушки, особенно невесты, носили покрывало не подоткнутым.

Поверх головного покрывала лачки из с. Вихли носили повязку типа чалмы. Женщины носила черную чалму, а девушки — белую. В ряде обществ — даргинских и аварских, лакских — существовал обычай, по которому молодой женщине после замужества или перед первой брачной ночью, или с рождением первенца брили волосы, оставляя их лишь на лобно-теменной части. Эта традиция снятия волос перед свадьбой или после брачной ночи, очевидно, бытовала и у многих других народов. Так, у восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. К налобной части у висков агулки наглухо пришивали подбородочную ленту черного цвета.

Несколько ниже к налобной ленте с двух сторон пришивали две завязки в виде лент бордового, коричневого или черного цвета для женщин пожилого возраста, у молодых женщин и девушек — белого цвета, а у девочек ярко-красного. Таким образом, цвет лент-завязок служил показателем возраста женщины. У даргинцев, проживающих в Агульском районе, завязки под чохто у женщин были красного цвета, у девушек — белого.

Традиционным головным убором кубачинок является белое покрывало, украшенное золотым шитьем и бахромой. У незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин — крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки. Праздничный убор замужней женщины дополнялся подбородочной цепью с двумя объемными розетками, украшенными овальными вставками альмандина в глухих кастах, обрамленные зернью, которые располагались на височной части. Тут следует отметить, что женские украшения делились на возрастные категории: для девочек, девушек, замужних женщин, для пожилых женщин. Девочки, например, носили тоненькие витые браслеты. Незамужние девушки носили крученые браслеты с небольшим количеством камней. Замужние же носили массивные браслеты с крупными камнями.

Девушки-кумычки носили челку и локоны на висках. Молодая жена должна была прятать челку под головной убор. Локоны же могли оставаться на виду. В прошлом женщины выпускали на виски локоны, спускающиеся на грудь, иногда до пояса. На ночь локоны специально укладывали, днем завивали горячими щипцами и смазывали особым раствором из сока виноградной лозы. Прятали локоны только во время траура. В более ранний период девушки могли ходить вообще без головного убора. Так, Адам Олеарий писал, что в равнинном Дагестане «девицы заплетали свои волосы в 40 косичек, которые свисали вокруг головы». Головной убор за-мужних ногаек состоял из небольшого платка. Поверх него накидывается платок-тастар, опускающийся почти до пяток. Девушки же носили меховые шапочки. Наряду с меховыми, бытовали и шапочки из тканей и галунов: тюбетейка — чисто девичий головной убор, и высокая шапочка — теке боьрк — головной убор невесты или молодухи. Его украшали золотой или серебряной вышивкой, по нижнему краю нашивали украшения из серебра и кораллов.

Замужние чеченские женщины носили чохто, незамужние ограничивались головным платком. Каждая женщина выбирала головные уборы по возрасту. У молодых были платки шелковые, узорчатые или без узоров, но с бахромой. В основе всегда лежал единый принцип — волосы замужних женщин не должны быть видны. Также отличить молодуху от девушки можно было по особой форме кувшина, с которым ходили за водой, так как именно у родника парни высматривали себе невест. Иоганн Бларамберг писал, что молоденькие ингушские девушки подстригали волосы таким образом, что закрывают половину лба, остальную часть волос они заплетают в косы, которые ниспадают на спину и на плечи. Чтобы волосы блестели, они тщательно за ними ухаживают. Прическа замужних женщин иная: они делят волосы на две части-хвосты, и каждый хвост обвивается лентой, затем эти хвосты толщиной в палец накручивают на голову, закрепляя краями лент. Женщины носили платье длиной до щиколоток, с поясом и длинные шальвары. По шальварам можно отличить женщину замужнюю, так как она носит шальвары красного цвета, вдовы и пожилые женщины — голубого цвета, а девушки незамужние носят белые шальвары.

Черкесские и абазинские женщины из высших сословий особое внимание уделяли волосам и прическе. Молодые девушки стригли челку и выпускали из под головного убора у висков тонкие локоны, которые свободно ниспадали на плечи, или же заплетали их в косы. Волосы отращивали довольно большой длины, и для них имелись специальные «обвязки»: у замужних женщин к основаниям кос прикреплялись длинные полосы ткани, которыми туго обтягивали волосы до их кончиков, затем их скручивали по спирали и завязывали шнурком. У молодых девушек имелась другая разновидность накосников, основание которых было сделано в виде треугольника с петлей у вершины. Девушки до свадьбы носили шапочки с плоским дном. Замужние женщины носили головной убор, состоящий из двух платков разной величины. Нижний маленький, обычно черного цвета, надевался так, чтобы волосы не были видны, и завязывался особым узлом на темени. Концы проводили назад под косы, оставляя открытыми уши.

Поверх него, особенно при выходе из дома, обязательно надевали большой платок или шаль, так как женщина после рождения первого ребенка не должна была показывать свои волосы. Существовал обычай, по которому свекор должен был снять с невестки, родившей ребенка, шапочку, а вместо нее повязать платочек замужней женщины. При этом он дарил молодой семье ценные подарки, чаще всего скот. Еще одним отличием незамужней черкесской девушки был корсет, ношение которого было связано с представлениями о красоте: стройность, плоская грудь и тонкая талия. С началом формирования фигуры девочек (10-12 лет) на них надевали корсет, сшитый из сафьяна, он туго стягивал грудную клетку и талию. Спереди в него были вшиты тонкие дощечки, которые препятствовали формированию груди, сзади, вдоль позвоночника, так же была вшита дощечка, формировавшая прямую осанку девушки, спереди он туго затягивался на шнур. Носили корсет практически всегда, не снимая даже во время сна, до замужества.

Влияние европейской моды привело к тому, что в повседневной одежде национальные элементы исчезли из женского костюма, но в наиболее торжественных случаях, особенно на свадьбах, все чаще женщины и девушки стараются надевать что-то из «бабушкиного сундука».

Журнал проджи №42 2014 год

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector