Отношение Лермонтова к кавказцам и взаимная любовь горцев к русскому поэту

В стихах Михаила Лермонтова, которые он написал в 1830 году, есть строчка «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ». Именно её приводили в качестве примера отечественные литературоведы, которые называли классика русской литературы «певцом Кавказа». В этом регионе Михаил Юрьевич прожил довольно долго.

Архитектура селения ШуниМногие произведения и дневниковые записи поэта посвящены горцам – людям, которых Лермонтов уважал, как гордых и воинственных личностей, живущих без мелочного интриганства, раздражавшего литератора в светском обществе.

Перед своей гибелью Михаил Юрьевич написал небольшой очерк «Кавказец», герой которого является неким обобщённым психологическим портретом военного из местного населения, служащего русскому императору. В жителях Кавказа поэт замечал любопытные черты. Он писал о человеке, которому не интересно утончённое светское существование горожан. Кавказец отдаёт предпочтение простому способу жизни. Он не разбирается в истории Российской империи. Политика его тоже не интересует. Зато старинные предания своего народа ему не безразличны.

К войне на Кавказе Лермонтов относился противоречиво. Он считал её ужасным явлением. В своих произведениях поэт писал о ней правду. Михаил Юрьевич чувствовал страдания свободолюбивого и мирного кавказского населения. Но он был военным и давал присягу Родине, поэтому мужественно сражался и принимал участие в операциях командования. Об этом можно судить по многочисленным официальным донесениям.

 

Отношение Кавказа к Лермонтову

Селение ГоорКавказ сыграл большую роль в судьбе Лермонтова и в его творчестве. Жители этого региона уважали Михаила Юрьевича за то, что он уделял им много внимания в своих произведениях, но иногда горцам не нравились такие определения поэта, как «злой чечен». Максим Максимыч из «Героя нашего времени» не любил представителей осетинской национальности. Кавказцы часто отождествляли героев Лермонтова с самим поэтом. Много горцев представлены у Михаила Юрьевича достойными и привлекательными людьми. К своим соотечественникам он относился более критично, например, к «лишнему человеку» Печорину.

Более 100 лет назад в статье известного осетинского общественного деятеля Гаппо Баева было написано, что Пушкин вызывает благодарность и уважение у горцев, а Лермонтова они сделали чуть ли не национальным героем, которого кавказцы безгранично любят и преклоняются перед его талантом.

Власти города Грозный дали имя поэта своему русскому драмтеатру. В Чеченской республике есть Лермонтов-Юрт – селение, расположенное рядом с легендарным Валериком. Родственник поэта Хастатов владел имением в чеченском Парабоче. Сюда часто приезжал Михаил Юрьевич. Здесь он узнал много интересного о быте местного населения. Пятигорск и Тамань известны своими музеями классика русской литературы.

В кавказской легенде о знаменитом мятежном имаме Шамиле рассказывается о Лермонтове, сражающемся с его отрядом. Когда же он услышал стихотворение Михаила Юрьевича (скорее всего, речь идёт о «Выхожу один я на дорогу»), то сказал, что его автор – пророк и поинтересовался, жив ли Лермонтов. После того, как Шамиль узнал, что поэт является русским офицером, и что его застрелил соотечественник, то произнёс: «Богата страна, убивающая таких сыновей».

Поэт, хоть и воевал с кавказцами, но много горцев приняли Лермонтова за «своего». Скорее всего, такое отношение к классику русской литературы сложилось у местного населения потому, что поэт любил жителей Кавказа, уважал их ценности и принял культуру, отголоски которой можно найти во многих его произведениях.

 

 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

vchera segodnya min