Древние кладбища Дербента, саркофаги, мавзолеи, плиты

С севера и юга Дербента, всюду где есть свободное пространство, протянулись вертикальные могильные плиты- стелы. Это древние дербентские кладбища.

Почти все путешественники историки посетившие Дербент, называли Дербентские кладбища местными святынями. Так, венецианский дипломат Амвросий Кантарини, восхищённый размерами Дербентского кладбища в XV века писал: «…В Дербенте огромнейшее, я бы сказал, предельное количество кладбищ». И московский купец Федот Котов, увидев здесь «великие кладбища старые», был настолько поражён ими, что, выезжая из Дербента, он поклонился могилам.

Древние кладбища
Древние кладбища

Позднее посетивший Дербент в середине XVIII века. англичанин И. Лерх писал о том, что различные изображения надгробных камней свидетельствуют о «великой своей древности, около некоторых обведены стелы и сделаны своды, в коих лежат особливые семейства, а также некоторые святые».

В настоящее время сохранилась лишь небольшая часть древнего кладбища. А сколько кладбищ было уничтожено. Ведь даже дворцовые постройки Нарын-калы строились из могильных плит. Многие прекрасные надгробия кладбищ частично утрачены, частично занесены землёй.

Наиболее древние кладбища представляют собой монолитные каменные саркофаги полуцилиндрической формы, частично выдолбленные внутри. Они почти одинаковой величины и достигают длины 3 метра при ширине 0,7 метров, высоте 0,8 метров и толщине 10-12 сантиметров. Надписи на этих саркофагах позволяют отнести их к периоду, не превышающему ХI века.

Более поздние саркофаги имели слегка стрельчатую форму. На этих саркофагах, в отличие от древних, где была выбита только надпись, появляются и художественно выполненные орнаменты.

Именно о таких надгробиях в своих путевых заметках пишет немецкий учёный и дипломат XVII века. Адам Олеарий: «Они были длиною более человеческого роста, вроде полуцилиндров, и выдолблены так, что можно было лежать в них». На сегодняшний день аналогичные надгробия сохранились лишь в местах захоронения Кырхляр на северном кладбище Джум-Джум и Эсфендияра. Если говорить о более поздних саркофагах, то они отличаются меньшими размерами, но более усложнённой формой и богатой орнаментацией.

Однако, около 150-200 лет назад надгробия в форме саркофагов заменяются плоскими плитами, которые по своим размерам соответствует высоте стелы.

Древние надгробия впечатляют своей резной орнаментацией и богатством декоративной отделки, и каждое из них — это произведение искусства в камне. Тонкий изящный насх (арабский почерковый стиль), угловатое куфи (ранне — арабский почерк), вычурный текст, производящий неизгладимое впечатление своими совершенством и простотой — и за всем этим кроется очень сложная работа камнетёса (устад), писца- калиографа (катиб), художника (ряссам), резника (ханкам). Однако их имена остаются неизвестными, так как на надгробиях нельзя указывать чужое имя.

Резники по камню обладали не только мастерством, но и безупречным вкусом. В зависимости от умения и таланта мастера, положения в обществе «владельца могилы, размеры надгробий, текст и орнамент были разнообразны. Одни надгробия представляли собой маленькие плиты, на которых были высечены имена и даты кончины покойного. Другие — «длиною более человеческого роста», которые были расписаны цитатами из священного Корана и украшены растительным орнаментом.

Древние кладбища
Древние кладбища

Обычно тексты надгробий писались в определённом, выработанном веками стиле эпитафий.

Первая строка надписи — это стих из Корана. Пониже имени «Аллаха и его посланника» указывается имя и год смерти покойного. А в самой нижней части надгробия, на мужском захоронении, изображены оружие, конь и т.д., на женском — монисты, бусы, серьги и т.д.

Дербентские надгробия очень ярко и со вкусом раскрашивались. Их краски были гармоничны. Однако со временем они выцвели. Хотя многое исчезло бесследно, но то, что дошло до наших дней, имеет большое историческое и художественное значение.

Орнамент и надписи на этих камнях говорят о многом, скрывая за сухостью строк историю жизни и судьбы людей. Десятки тысяч каменных стел хранят имена тех, кто «нашёл последнее пристанище» под ними.

Неизвестны имена тысяч мастеров. Но они оставили подлинные шедевры, их творения восхищают и сегодня совершенством исполнительского мастерства, и жаль, что иногда могильные камни «пускают в ход» как простой строительный материал.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector