Фольклор

Устное народное творчество

Дагестан называют страной легенд, преданий, сказаний. В каждом большом или малом ауле бытуют памятники устного народного творчества: исторические песни и героические сказания, отражающие реальные события прошлого, великое множество преданий, легенд, лирических песен, сказок, пословиц, поговорок и так далее.

Кавказ 17 век
Кавказ 17 век

Высоко оценивая устное творчество народов Дагестана Л. Н. Толстой писал: «Предания и поэзия горцев сокровища поэтические и необычайные». Народный фольклор, воспевая и облагораживая труд, учил понимать его как творчество. Тема любви и преданности Родине, идея борьбы за свободу отчизны были одними из основных тем поэтического творчества горцев. В одной из лирических песен горцев говорится:

Кто за Родину погиб
Даже смерть того красна,
Смолкнет сердце у бойца,
Не умрет молва о нем.

Высокохудожественные исторические песни горцев дают правдивые описания о происходивших в Дагестане драматических событиях. Таковы песни аварцев «О разорении Мехтуллы», даргинцев «Поход Ермолова в Акушу», лакцев «Курахская битва». Но наибольшее число песен сложено на события долголетней освободительной борьбы горцев под водительством Гази-Магомеда, Гамзат-бека, Шамиля: «Поход Гази-Магомеда на Хунзах», «О взятии Ахульго», «О взятии Чоха», «Бои за Салты», «Вуршлинский бой», «Гибель хунзахских правителей», «Убиение Хамзата», «Шейх и Аглар» и другие.

Песни, посвященные предводителям движения и наиболее отличившимся наибам «Шамиль», «О Хаджи-Мурате из Хунзаха». «О Хаджи-Мурате», «О Бук-Магомеде Казикумухском».

Большое место в фольклоре Дагестана занимает, антифеодальная тема. По-прежнему широко были распространены кумыкские «казак йырлы», в которых раскрывается всевозрастающий антагонизм современного общества, показывается моральное превосходство бедного казака над властью имущими. Открытый антифеодальный протест выражен в лакских песнях, возникших во время правления Аглар-хана. О жестокости и коварстве хана рассказывают лакские песни «Курклинские девушки», «Давди из Балхара» и другие.

Особое место в фольклоре народов Дагестана занимали песни, воспевающие участников восстания 1877 года. Наиболее известны песни «О сожжении аула Согратль», «Оборона Цудахара», «Джават-хан» и многие другие.

В первой половине XIX века дальнейшее развитие получают и прозаические жанры устного народного творчества, такие как, например, сказка, в которой высмеиваются глупость, скупость, стяжательство, восхваляется доброта, находчивость, смелость, милосердие. По следам исторических событий складываются предания, легенды, сказания. Увлекались горцы Дагестана и юмористическими рассказами, которые возникали чуть ли не в каждом селении.

Учебное пособие История Дагестана
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector