Городские ворота

Городские ворота — имели особое значение для древнего Дербента. Они служили символом города. Воротами называли и сам город — Баб аль-Абваб (араб. Ворота ворот, Главные ворота), Темир-капы (тюрк. Железные ворота), Дарбанд (перс. Узел ворот) и т.д.

Городские ворота были не только частью оборонительной системы, но являлись одновременно и украшением фасада города. Своим Обликом они должны были говорить о мощи и богатстве Дербента. Поэтому ворота северной городской стены, обращенные в сторону неприятельских территорий и враждебно настроенных племен и народов, имеют тяжелые архитектурные формы, что придает им суровый вид. Наоборот, ворота южной городской стены имеют легкий, изящный, торжественный облик.

схема Дербентских стен, современный вид
схема Дербентских стен, современный вид

Сколько было городских ворот первоначально, установить трудно. С течением времени, в период длительных осад и кровопролитных штурмов одни ворота рушились, а затем вновь восстанавливались, теряя порой свой прежний вид, другие, утратившие свою роль и значение, закладывались, третьи — возводились вновь.

Поэтому у разных древних авторов встречаются сообщения о разном числе городских ворот.

Так, ат-Табари (IX в.) сообщает, что арабский полководец Маслама, захватив в VIII веке Дербент, велел восстановить разрушенные городские стены и устроить в них «…шесть окованных железом ворот». Местная историческая хроника «Дербенд-наме» («История Дербента») уточняет эту информацию ат-Табари, сообщая, что …Маслама установил трое железных ворот в южной городской стене, двое — в северной городской стене и одни в цитадели и называет их:

Баб аль-Мухаджир (арабу Ворота беглецов, ныне Джарчи-капы)
Баб аль-Джихад (араб. Ворота священной войны, ныне Кырхляр-капы)
Баб аль-Алкама (ныне Нарын-кала-капы)
Баб аль-Мактуб (почтовые ворота, ныне Баят-капы)
Баб аль-Хомс (ныне разобранные Енги-капы)
Баб аль-Каср (ныне Даш-капы)
По этому же источнику, «…седьмые ворота — Баб Кучук (арабо-тюркское название, переводится как Малые ворота) открывались в сторону моря. И в случае если мусульмане (т.е. жители города) посылали человека по поводу примирения, то они выводили его через Баб Кучук».

Арабский историк и путешественник, аль-Мукаддаси (X в.) сообщает, что в «…северной городской стене трое ворот: Баб аль-Кабир (араб. Большие ворота, ныне Кырхляр-капы), Баб аль-Сагир (араб. Малые ворота, ныне Даш-капы) и «…еще одни ворота близ моря закрытые; они никогда не отворяются. И много есть ворот со стороны исламских земель (т.е. в южной городской стене)». В этом сообщении ворота южной городской стены, не игравшие особой роли в обороне города, не называются.

В XV в. город имел семь ворот.

Немецкий дипломат и путешественник Адам Олеарий, побывавший в Дербенте в 1638 году, увидел десять ворот (шесть в южной стене и четыре в северной), а турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1647 году — только шесть.

На чертежах 1720 года видны шестнадцать ворот: четыре в северной, шесть в южной городской стене, двое ворот в цитадели Нарын-кала и четверо ворот в поперечных стенах. Прибывший сюда через два года вместе с Петром I Дмитрий Кантемир перечисляет одиннадцать ворот: западные ворота цитадели и по пять ворот на южной и северной городской стене.

Ворота города сооружались или закладывались не только сообразно требованиям обороны, но и по соображениям экономики.

Так, с учетом нужд транзитного пути, пролегающего через Дербент, каждым воротам северной стены соответствовали одни или двое ворот южной стены, через которые проходили караваны: Джарчи-капы — Баят-капы; Кырхляр-капы — Орта-капы и Енги-капы; Даш-капы — Губа-капы.

Известны случаи, когда ворота возводились с целью увековечения исторического события, наподобие триумфальных арок. Так, например, когда правитель Азербайджана эмир Кара-Юсуф Кара-Коюнлу в 1412 году разбил ширваншаха Ибрахима Дербенди, то в честь этого события в северной городской стене Дербента, входившего в то время в состав владений ширваншахов, воздвиг новые ворота.

Рисунок Дербент
Рисунок Дербент

Отдельные исследователи считают, что первоначально, когда была возведена только одна северная стена, ворот в ней вообще не было, и появились они позже, в связи с ослаблением угрозы со стороны северных соседей — тюркских племен. Однако по сведениям отдельных арабских авторов IX-XI веков «…окованные железом ворота» на северной стене были устроены при её возведении Сасанидскими царями.

Сегодня можно видеть восемь сохранившихся ворот: два в северной стене (Джарчи-капы и Кырхляр-капы), четыре в южной стене (Кала-капы или Хан-капы, Баят-капы, Орта-капы и Дубара-капы) и двое ворот цитадели Нарын-кала (Нарын-кала-капы и Горные или Западные ворота).

В северной стене ворота Даш-капы не сохранились, хотя положение этих ворот доподлинно известно, имеются исторические фотодокументы с видами этих ворот. Сейчас в этом месте проходит городская улица (Юрия Гагарина) для которой пришлось разобрать ворота и расширить проём.

Ссылка на основную публикацию