КахибТечение мюридизм на Кавказе существовала исстари и мирно уживалась с существующими здесь порядками. Иначе и не могло быть, поскольку эта секта призывала своих последователей самосовершенствоваться по пути приближения к богу.

Всякий, кто хотел преуспеть в этом направлении, мог обратиться к наставнику (мюршиду) стать его учеником-последователем (мюридом) и «искать правильную дорогу». От этой секты тарикатистов отличался в корне кавказский мюридизм, главным образом, тем, что его учение о самоусовершенствовании было дополнено необходимостью политической борьбы за освобождение, в том числе и вооруженной борьбы с угнетателями - неверными (газават). Вследствие этого в период многолетней борьбы в Дагестане стали различать мюридов-мистиков, отрекшихся от мирских забот, всецело занятых самоусовершенствованием и так называемых мюридов наибских, книжное знание которых ограничивалось изучением Корана, но с оружием в руках борющихся с угнетателями.

Первым проповедником реформированного Кавказского мюридизма в Дагестане был мулла Магомед из села Яраг Кюринского ханства. Наряду с призывами подняться на борьбу против неверных угнетателей в своих проповедях он, провозглашая требование «равенства между мусульманами», «мусульманин никому не должен платить подати», «освобождение мусульман из-под власти неверных».

Само собой понятно, что эти лозунги оказывали огромное влияние на горцев, находившихся под гнетом царизма и местных феодалов. Возникшее в Кюринском ханстве, вскоре движение перекинулось в нагорную часть Дагестана и стало там быстро распространяться. По свидетельству очевидца, «горцы, покорные правительству, совершенно вышли из повиновения». Сказанное не означало, что обновленная секта мюридов подняла горцев на самоотверженную борьбу с самодержавием. Это хорошо понимал великий русский революционный демократ Н. А. Добролюбов. «Мюридизму - подчеркивал он, обыкновенно приписывают ... те волнения, которые начались в покоренном Дагестане. Но едва ли это справедливо. Скорее сами успехи мюридизма следует объяснить враждебностью горцев самодержавному режиму».

И действительно, никакие призывы мюридов не были бы способны воспламенить горское крестьянство, если бы не были налицо социально-экономические и политические причины, вынудившие горцев взяться за оружие. Сами идеи мюридизма могли широко распространяться и получить политическое распространение лишь тогда, когда произошло соединение этих идей с нараставшим до этого и независимо от деятельности мюридистским проповедников массовым движением. Вот почему народно-освободительное движение нельзя представлять мюридистским движением только потому, что оно проходило под флагом мюридизма.

Идеология кавказского мюридизма в данном случае сыграла определенную роль объединителя политически и экономически разрозненных горских обществ Дагестана и Чечни. В то же время надо иметь в виду, что мюридизм изолировал горцев, сеял среди них недоверие к другим и, особенно к христианским народам, притуплял самосознание трудящихся масс, заслонял истинные цели борьбы.

 

Движущие силы и характер движение

чётки мусульманские

Движение горцев Дагестана и Чечни 20-50 годах XIX века не было однородным. В долголетней борьбе горцев принимали участие различные слои горского общества. Подавляющую часть рядовых участников движения составляли широкие народные массы, крестьяне и ремесленники.

Самое активное участие в движении принимали узденская верхушка феодальных владений и союзы сельских общин Дагестана и Чечни. В движении принимали участие и некоторые феодалы, и представители местного мусульманского духовенства. Основной движущей силой многолетней борьбы являлись широкие народные массы с их антифеодальными и антирусскими устремлениями. Они и определяли освободительный характер движения в целом. Удивительно, что еще в прошлом столетии о народно-освободительном характере движения горцев Дагестана и Чечни писали передовые прогрессивные деятели России, демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстой и другие.

 

Мюридизм
Первый имам
Второй имам
Третий имам 

 

Учебное пособие История Дагестана

 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дербент викторинаДербент опрос

Каспийское море

Каспийское море

Каспийское море - внутреннее море евразийского континента. Очень большой замкнутый водоем, не имеющи...

Достопримечательности Дербента: фото и описание

Достопримечательности Дербента: фото и описание

Если перед вами стоит выбор ехать или не ехать в Дербент, то правильный ответ ехать. Даже если вы ко...

Подвижные игры

Подвижные игры

На протяжении веков в Дербенте менялась не только конфигурация города, населенность, архитектура и...