Чухта — головные уборы

Речь пойдет о женских головных уборах народов Дагестана. Прежде чем характеризовать головные уборы горянок, остановимся вкратце на их прическах.

Женщины Дагестана волосы заплетали в косы. Девочкам до трех-четырех лет, а в многодетных семьях до семи-восьми лет, обычно брили головы, оставляя лишь челку на лбу и пряди на висках. При этом руководствовались общим принципом – не отращивать девочкам кос до тех пор, пока они не смогут сами ухаживать за ними. Исключение составляли семьи с единственной дочерью – ей обычно отращивали косы, сняв только в три-четыре месяца утробные волосы.

Чухта, табасаранские женщины
Чухта, табасаранские женщины

До пяти-шести лет девочки могли ходить без головного убора. Взрослым девушкам, и тем более женщинам, ходить с непокрытой головой не полагалось. Особенно тщательно прятали волосы женщины. Девушки обычно продолжали носить челку и локоны на висках. Молодая жена должна была прятать челку под головной убор. Локоны же могли оставаться на виду. По свидетельству старейших кумычек, в прошлом женщины выпускали на виски локоны, спускающиеся на грудь нередко до пояса. На семейных фотографиях начала XX в. еще можно увидеть обрамляющие лица длинные локоны, ниспадающие на грудь. На ночь локоны специально укладывали, днем завивали горячими щипцами и смазывали особым раствором из сока виноградной лозы. Прятали локоны только во время траура.

Судя по письменным источникам, в более ранний период девушки могли ходить вообще без головного убора. Прикрывание волос женщиной еще в далеком прошлом, очевидно, было связано с ее подчиненным наложением в семье мужа, а также с некоторыми древними поверьями и магическими представлениями. С усилением религиозной пропаганды со стороны фанатически настроенного духовенства, особенно с середины XIX в., женщина-горянка начинает прятать волосы.

Девушки и женщины, как уже отмечалось, носили длинные волосы, причесывались гладко на прямой пробор и заплетали волосы в 10–20 и более кос. Число кос зависело от густоты волос. Косы плели из трех прядей. Вымыв голову, обычно в пятницу, женщина шла к своей подруге. Та, посадив ее перед собой, расчесывала волосы и заплетала косы. При этом для удобства расчесывания и укрепления корней волос она слегка смазывала голову маслом. Девочкам нередко делали множество тонких косичек. Многие женщины (аварки, даргинки и др.) в концы кос вплетали шнурки с кистями или мелкими монетами.

Даргинки аулов Ашты, Урари и др. носили косы так, что они спадали спереди прямо на грудь; в головной убор их не прятали. В концы кос вплетали яркие ленты или шнуры.

В ряде обществ – даргинских и аварских, частично в граничащих с аварцами лакских – существовал обычай, по которому молодой женщине после замужества или перед первой брачной ночью (селения Ругуджа, Ругельда, Сомода, Мусрух, Келеб, Утлух и др.) или с рождением первенца (Гапшима, Шукты, Мегва и др.), брили волосы, оставляя их лишь на лобно-теменной части. Женщины теперь объясняют это по-разному. Сбривание волос связывают с состязанием между мужем и женой за первенство в доме (чтобы муж не мог схватить жену за волосы и легко свалить, она сбривает их и мажет голову салом). Сбривание молодой женщиной волос по истечению определенного времени объясняют целями гигиены. Это интересное явление, несомненно, требует детального изучения.

Думается, что подобным обрядом фиксировался своеобразный перелом в жизни женщины (замужество, рождение ребенка). Нельзя не усмотреть здесь и пережитков патриархально-родового строя, когда женщина по выходе замуж полностью попадает под власть мужа, его семьи, целиком занята домашним хозяйством и не имеет времени следить за своей внешностью. Эта традиция снятия волос перед свадьбой или после брачной ночи, очевидно, бытовала и у многих других народов. Так, у восточных славян был обычай «подстригания и даже бритья волос у замужней женщины». Обряд прощания невесты с косой у русских, возможно, также связан с этой древней традицией. Можно было бы провести и другие аналогии.

Так или иначе, по-видимому, перед нами очень древняя традиция. С ней, возможно, связан обычай, согласно которому еще в XIX–XX в, подбривали волосы сзади (в самой нижней части затылка) почти все женщины Дагестана.

В 20–30-е годы нашего столетия обычай снятия волос с головы совершенно исчез.

Традиционные головные уборы женщин Дагестана отличались оригинальностью и исключительным разнообразием, отражая этническую принадлежность, возрастные и социальные различия. Разнообразие головных уборов горянок не раз с удивлением отмечали писатели, ученые и путешественники. Особенно разнообразными были головные уборы женщин в национальном костюме дагестанок в горной его части. Каждое аварское общество, например, «имело свой тип головного убора, иногда существенно отличавшийся от типа головного убора соседнего общества, иногда обнаруживающий с ним значительное сходство. По форме головного убора аварцы безошибочно определяли принадлежность его носительницы к тому или иному обществу». То же самое, хотя и в несколько меньшей степени, характерно и для даргинок, особенно горных. Что касается плоскости, а также некоторых районов предгорья, то здесь традиционные головные уборы были почти однотипны, во всяком случае в XIX – начале ХХ в.

Головные уборы женщин Дагестана можно условно разбить на три группы: платки, тип чалмы и чухта (чохто) – тип мешочка или же чепчика с мешочком для кос либо просто полосой ткани, прикрывающей косы сверху;

Чухта

По своему покрою и способу ношения чухты у женщин Дагестана можно разделить на несколько групп: это чухта – подобие мешочка, спускающегося до талии или бедер, не зашитого сверху и снизу, с разрезом (13–15 см длиной) в верхней части для удобства надевания на голову, с повязками в виде лент у верхних краев разреза, при помощи которых убор плотно укреплялся на голове. Иногда вся головная часть убора делалась на подкладке из тонкой ткани. Надевали чухта так. Сначала в мешок опускали косы, а затем его натягивали на голову, как чепец. У замужних женщин чепец частично закрывал и лоб, чтобы волосы не были видны. Ленты, перекрещенные на затылке, опоясывали теменную часть чухта и завязывались узелком на затылке (под чухта). Убор в верхней части плотно облегал голову, а в нижней спадал вместе с косами на спину.

Чухта шили из черного атласа, пестрого кашемира (с черным фоном), золотного и простого шелка, а также из черного или красного ластика или сатина.

Этот вид чухта широко бытовал у народов равнинного Дагестана – кумыков, дербентских азербайджанцев, горских евреев, татов, табасаранцев, – а от них проник к предгорным и горным даргинцам, аварцам, а также лакцам и постепенно стал вытеснять остальные типы головных уборов.

Еще один распространенный вид головного убора этого типа – чухта, представляющая собой чепец, чаще всего из разноцветных кусков ткани на плотной подкладке, с мешочком для волос либо с полосой ткани, прикрывающей сверху косы и свисающей по спине.

Виды чухта в разных селах
Виды чухта в разных селах

Иногда чухта состояла из чепца с маленьким мешочком для волос и свисающим от него длинным полотнищем на подкладке. В большинстве случаев все виды чухты женщин горного Дагестана в их теменной и налобной части делались на шерстяной или ватной подкладке, что, очевидно, вызвано как утилитарными (защита от холода), так и эстетическими соображениями. Во всех случаях верхняя, закрывающая голову часть чухты богато украшалась либо нашивками из кусков разноцветных тканей, либо серебром.

Известны и простые чепцы, закрывающие лишь голову и затылок.

Эти три типа головного убора в том или другом виде бытовали у многих народностей Дагестана и являлись элементами древней традиционной культуры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector