Культура и быт народов Дагестана

Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода первая половина XIX века

Первая половина XIX века, несмотря на многолетнюю войну, по сравнению с предыдущим временем была периодом более значительных перемен и в культурной жизни народов Дагестана. Включение Дагестана в состав России обеспечило расширение контактов и взаимный культурный обмен народов Страны гор с другими народами Кавказа и с соседним русским населением. Наряду с ранее существующими городами — Дербент, Кизляр важное значение в дальнейшем развитии культуры сыграли Петровск, Темир-Хан-Шура, административные и культурные центры области.

Материальная культура. Поселение и жилища.

Поселение нагорной части Дагестана было зависимо от рельефа местности и от наличия воды в данной местности. Но при всем том, поселение, как правило, располагалось на склонах и гребнях гор, а нередко и на скальных основаниях, речных террасах долин. Неприступность горских поселений диктовалась не только принципами обороны, но и экономией земельных площадей, крайне необходимых для сельскохозяйственного производства. Немалую роль в выборе поселения играла и солнечная ориентация. Обычно поселение устраивалось на солнечной стороне гор и объяснялось это главным образом стремлением использовать солнечное тепло. Горское поселение по существу не имело строгой планировки, строилось оно террасообразно.

УсишаПочти в каждом населенном пункте в центре села располагалась главная мечеть и другие общественные здания. Здесь же находились места для общественных сборищ мужчин. Жилища в основном строились из необтесанного бутового камня, с плоской крышей. В равнинной зоне области поселения несколько отличались как своим видом, так и формой жилищ. Дома здесь строились из самана, дворы отгораживались глиняным забором. Жилищем у ногайцев служила войлочная юрта, с решетчатой основой из прутьев. Наверху находилось отверстие для выхода дыма. При перекочевках юрту собирали и увозили на верблюдах или на верблюжьей повозке. На севере в устье Терека встречались турлучные дома, срубные дома с четырехскатными крышами встречались у гребенских казаков. Дворы гребенских казаков не имели заборов. Но в каждом населенном пункте имелась православная церковь.

С прекращением военных действий в горах Дагестана начинается застройка пострадавших во время многолетней борьбы аулов. На месте уничтоженных аулов возникают новые поселения. Усовершенствуется каменная кладка. Мечети, общественные здания и частные дома состоятельных горцев строятся из тёсаного камня, с широким применением арок. Дома строятся более открытые с балконами и лоджиями, с использованием стекол. Но наиболее заметные изменения в это время под влиянием городов и русской оборонительной техники происходили в равнинной зоне Дагестана. Здесь стали строить дома русского типа с коридором, прихожей, навесом. В домах состоятельных жителей появились русская и голландская печи. Постепенно изменялось и внутреннее убранство дома. Опять же у имущих горцев появилась европейского типа мебель: стол, шкаф, кровать и так далее, увеличилась и улучшилась домашняя утварь. Вместо традиционной горской деревянной, гончарной посуды стали появляться изделия русских фабрично-заводских производств: железная, медная, стеклянная, фарфоровая и фаянсовая посуда.

Поселения и жилища казаков

В первой половине XIX века казачьи поселения были укреплены рвами, насыпями с колючим кустарником. В отличие от предыдущего времени вновь основанные станицы отличались улучшенной планировкой, ровными и прямыми улицами. Дома в станицах строились деревянные, четырехугольной формы, длина стены ограничивалась размером бревен. Если же возникала надобность удлинить или увеличить размеры надстройки, сразу же возводили несколько изб срубов. Не все жители станиц могли построить свои дома из толстых и прочных бревен, поэтому основная масса населения использовала менее качественные бревна. Широко были распространены также турлучные постройки, которые здесь называли плетенными или столбняками. В устье Терека распространены были жилища, построенные из саманного кирпича, выделка которых очень схожа с выделкой самана в равнинном Дагестане.

Одежда

Несмотря на этнические многообразия, одежда горцев Дагестана имела очень много схожего. Традиционно одежда производилась в домашних условиях. Однако в первой половине XIX века в Дагестане и особенно в его равнинной зоне стали распространяться привозные фабричные ткани и готовая одежда. Национальные костюмы в Дагестане изготовлялась из сукна, производимого во всех районах области.

Девочка в национальной одежде
Девочка в национальной одежде

Горское сукно отличалось высоким качеством. Нательное белье мужчин состояло из туникообразной рубахи и простого покроя штанов. Верхней легкой одеждой являлся бешмет, который делался как из домотканого сукна, так и привозных фабричных тканей. При посещении общественных мест, приеме гостей мужчины поверх бешмета надевали «чепкен», «чуху» (черкеска). Имущие горцы шили нарядные черкески из домотканного сукна белой овечьей или верблюжьей шерсти. Однако покрой черкесов был один: с накладными карманами с отделениями для газырей.

Суженная талия опоясывалась кавказским ремнем, на котором впереди навешивался кинжал. В прохладную погоду горцы надевали изготовленные из овечьих шкур шубы, тулупы, которые по своему покрою отличались местными особенностями (тулупы с обычными или ложными рукавами, с большой пелериной). Особое место в верхней одежде горцев занимали бурки. Традиционной принадлежностью верхней одежды был суконный башлык.

Из овечьей шкуры изготовлялись папахи, являющиеся видом головного убора горцев. Состоятельные горцы носили папахи, сшитые из каракуля. Наиболее распространенной обувью были изготовленный из сыромятной или дубленой кожи чарыки различного покроя, которые обычно носились с домотканными обмотками вместо голенищ или ноговиц. Их шили просторными, так как в них подкладывали для удобства и тепла мягкое сено или подсушенную траву. Широко распространены были вязанные узорчатые носки, легкие сафьяновые сапоги «маси» (массер). В нагорном Дагестане были распространены войлочные сапоги на толстой войлочной подошве.

Женская одежда горянок отличалась локальными особенностями. Верхнее платье туникообразного покроя подпоясывалось матерчатым либо кожаным поясом с металлическими пластинками. Парадное платье — къабалой. Верхней женской одеждой в нагорном Дагестане являлась овчинная шуба, которая имела несколько разновидностей: накидки с ложными рукавами и без рукавов, с большой до пояса пелериной, которая делалась из меха более высокого качества. Носили женщины самодельную обувь, шерстяные узорчатые носки, мягкие сафьяновые или войлочные сапоги, башмаки. Наибольшим разнообразием отличались женские головные уборы. И среди них самыми оригинальными были головные уборы андийских, ботлихских женщин. Женщины из феодальных сословий носили одежду, сшитую из шёлковой ткани, изготовленную в Закавказье, странах Ближнего Востока и России, шелковые платки и шали, шубы, сшитые из мехов, привезенных из России.

Одежда казаков низовья Терека имела много схожего с горской одеждой. Так же, как и горцы, они носили черкеску с газырями, папаху несколько измененного покроя. И поверх всего этого набрасывали бурку. Мало чем отличалось от горского и украшение костюма. Непременными атрибутами одежды казаков были кавказский пояс и кинжал. С горской одеждой была схожа и женская одежда казачек.

Пища

Пища горцев, как и в предыдущие времена, включала большое количество мучных, молочных, мясных и других блюд. Значительное место в пище горских народов Дагестана занимали яйца, мёд, орехи, тыква. Все эти продукты питания народы Дагестана производили на месте, хлеб выпекали разных видов: чуреки, лаваши. Его пекли в специальных надворных или комнатных печках «корюк» (кор), «тандыр», «садже» и прочее. Самым ценным видом мяса горцы считали баранину и говядину. Потреблялось мясо домашней птицы, дичи и диких животных, конину употребляли в основном ногайцы, рыбу употребляли в малом количестве. Большое место в горском рационе занимали молоко и молочные изделия: сметана, сыр, айран, творог, масло.

В ряде районов Дагестана видное место в пище занимали свежие и сушеные фрукты, орехи, а также бахчевые культуры. В целом же ежедневная пища основной части горского {крестьянства, особенно нагорной части Дагестана, была однообразной и довольно бедной.

Искусство

В первой половине XIX в. получило дальнейшее развитие, существовавшее здесь издревле прикладное искусство ювелирного, оружейного, гончарного производства, ковроткачество, художественное шитье. Художественные изделия в Дагестане изготовлялись повсеместно. Однако были центры, которые специализировались по изготовлению того или иного вида прикладного искусства. И все же в это время широкую известность не только в самом Дагестане, но и за его пределами получили несколько дерево отделочных, керамических, ювелирных, камнерезных и иных центров.

Табасаранский ковер
Табасаранский ковер

Керамическими центрами являлись Балхар, Сулевкент. Балхарские женщины обжигали посуду, расписанную керамикой и белой глиной в виде цветов, «куропаток», «солнца» и так далее. Орнаментом покрывали верхние части изделия, мало чем отличающиеся от этой росписи. Своеобразными были изделия мастеров кумыкского села Эндрей-аула, лезгинского Испик, табасаранского Джили.

Разного рода посуда покрывалась полировкой с внутренней и внешней сторон. Особенно выделялись массивные блюда, покрытые струящейся поливой от зелено-коричневого до серо-желтого тонов. Самых разнообразных форм были медные изделия домашнего обихода, водоносные сосуды, кумганы, тазы, котлы на ножках, покрытые чеканным или литым узором.

Подобные сосуды производились в селах Кази-Кумух, Табахлу, Хури и других лакских селениях. Свои изделия аварские мастера сёл Гоцатль, Уздал-Росо, Батлаич покрывали гравировкой, а мастера кумыкского села Каякент чеканили сложным симметричным узором. Кубачинцы изделиям придавали красивые формы, покрывали изумительным орнаментом котлы с орнаментальными ручками, светильники (чирахи), водоносные сосуды, мучалы и многое другое. Повсеместно в Дагестане изготовлялись узорчатые войлоки, арбабаши, аппликации, вышивки, циновки орнаментированные, кошмы, ворсовые и безворсовые ковры. Однако наибольшей славой пользовались прекрасные ковры, паласы, изготовленные мастерицами Южного Дагестана.

Главным украшением мужчин было оружие, а у женщин головные уборы, ожерелья, перстни и многое другое, изготовляемое златокузнецами Дагестана. Горские оружейники и ювелиры были известны в Закавказье, на Северном Кавказе, в Средней Азии, России, в странах Ближнего Востока. Прославленными центрами металлообработки в Аварии были Гоцатль, Согратль, Рутуджа, у лакцев — Кумух, Унчукатль, Хурукра, у даргинцев Кубачи, Харбук, Амузги, у лезгин — Хурюк, Рутул, Шиназ, у кумыков — Казанище, Тарки.

Основным материалом ювелирных изделий являлось серебро. Как мужские, так и женские серебряные украшения отличались оригинальностью и художественной законченностью. Широко применяли чернь. Ею, в основном, «писали» сам узор, а нередко выводили и фон рисунка. Такого рода орнаментом покрывались металлические обручи, ножны кинжала, поясные пластинки, верхние части газырей.

Применялась чернь и в женских украшениях: на головных уборах, височных кольцах, бляхах, браслетах, нагрудных украшениях и так далее. В мужских, женских и иных украшениях применялась гравировка с позолотой. Кубачинские, Кумухские и другие мастера в качестве ручек кинжалов, шашек и других предметов использовали слоновую кость, нанося на неё золотую насечку. Широко была развита в Дагестане художественная обработка рога.

Особыми отраслями художественного мастерства горцев являлись камнерезное дело и искусство обработки дерева. Из камня выделывали различные предметы: ступки, подставки и другие. Однако наиболее яркое чувство художественного мастерства проявляли при изготовлении надгробных памятников. На них вырезали замысловатые узоры, предметы быта: кинжалы, шашки, ружья, кумганы, обувь и многое другое. Художественно оформляли деревоотделочники центральные столбы, пристенные очаги, ворота дома и дверные проемы, на которые наносили всевозможные знаки, кружочки, цветы и так далее. Богатством разных украшений отличались лари «цагуры».

Учебное пособие История Дагестана
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector