Культура Кавказа

Возникновение традиций

Аул Телетль
Аул Телетль

Кавказ представляет собой одно из самых красочных и загадочных мест в России. Являясь географически относительно небольшим, регион чрезвычайно богат культурным наследием народов, проживающих на его территории. На Кавказе сконцентрировано всё разнообразие российской культуры в её идентичности и многообразии. Различия народов Кавказа объединяются в общий неповторимый местный колорит, не встречающийся больше нигде, характеризующий Кавказ целостностью в культурном плане.

Уникальность культуры Кавказа заключается в его этническом многообразии. Кавказская этнокультура, формировавшаяся в течение нескольких веков, запечатлела в себе отпечатки многих исторических эпох. Обширные длительные межкультурные и межэтнические контакты способствовали возникновению столь уникального по количеству культур региона – в настоящее время более 50 народов мира проживают на Кавказе.

Народы Кавказа

Народы Кавказа сближались в основном благодаря схожим нормам общественного права, господствовавшему тысячелетиями в их жизнедеятельности. Например, социально-патерналистический институт аталычества создал механизмы некровного межэтнического родства народов. Вторым ярким примером служит институт куначества. Оба института щедро наполнены духовно-нравственной составляющей.

С конца 18 века, после оказания Россией защиты православных жителей Кавказа, на территории Северного Кавказа обострились отношения с горскими народами, которые продолжили осуществлять грабительские набеги на российские сторожевые посты.

С целью укрепления позиций на Кавказе Российское правительство решает прибегнуть к колонизации территории. Ещё в период с 1774 года по 1775 год на Кубанские земли после упразднения Запорожской сечи переселяются бывшие запорожские казаки. К началу 18 века Кубанские казачьи войска насчитывали порядка 13 тысяч человек. В большой мере кубанские и терские казаки способствовали распространению на Кавказе православного влияния.

В течение десятков столетий в условиях тесного общения с местными народами сформировалась необыкновенная самобытная культура терцев и кубанцев, впитавшая в себя части русской, малороссийской, местной горской культур. Традиции живших тогда горских народов значительно повлияли на уклад и взаимоотношения народов. Подобно кабардинцам, кумыкам, чеченцам, ингушам казаки стали строить в сёлах избы, сакли, кладовые («хатки»). Сакля строилась двусоставная, а казачья изба – двухкомнатная.

Нынешнего казака сложно представить без оружия точно, как ингуша, чеченца, кумыка, кабардинца. Мастера-оружейники из Чечни высоко ценятся казаками. Подтверждением тому служат старинные песни, которые слагались о великих атагинских клинках.

На годекане
На годекане

Казаки, как мужское население, так и женское, стали одевать горскую одежду, более подходящую к особенностям горной кавказской жизни. Повседневной мужской одеждой стали бурки, бешметы, папахи, башлыки, черкески, в качестве украшения надевались кавказские пояса с кинжалами и газырями, обрамлёнными серебряными или металлическими наконечниками. На заметном месте в доме вешали праздничный наряд: цветные черкески, украшенные серебряными или простыми газырями, ноговицы, чувяки с чулками, галуном или бархатом, сапоги, служившие мягкой праздничной обувью. В то же время русские традиции в одежде приняли и ингуши, чеченцы, черкесы, ногайцы, кумыки. Детям стали надевать русские рубахи, позже и взрослое население стало предпочитать носить одежду русского кроя.

Язык кавказских народов изобилует массой заимствований, пришедших из многонациональной истории тех мест. Расширению словарного запаса способствуют и проживающие здесь горцы и казаки. Много столетий прошло, прежде чем русские и горские обычаи и традиции взаимно проникли друг в друга. В конце концов, различные национальности перешли к общему схожему семейному укладу жизни, например, возникла схожесть в кухнях, танцах, ремёслах, обычаях, свадебных традициях, почитании старших.

Ссылка на основную публикацию