Облик государства Шамиля

В годы наибольшего успеха горского движения государство Шамиля — имамат, занимал обширную территорию Дагестана и Чечни — «около 900 верст в окружности». Вся эта территория была разделена на наибства. За время существования имамата было образовано 50 наибств, но более или менее постоянными были 30. Количественное изменение всецело зависело от военных успехов и неудач движения. Управление этими военно-административными единицами осуществляли наибы, назначенные имамом. Некоторое время территория имамата была разделена на четыре части, в каждую из которых входило несколько наибств. Во главе их были поставлены мудиры. В свою очередь наибства делились на участки, которыми управляли мазуны, а в селениях — старшины.

Кахиб фото 2019
Кахиб фото 2019

Во главе имамата стоял Шамиль. Он объединял в своих руках политическую и духовную власть. При нем существовал образованный в 1841 году высший совет (диван-хана) для управления имаматом. Высший совет, состоящий из постоянных членов наиболее приближенных к имаму авторитетных лиц, собирался ежедневно, кроме пятниц. Причем, первые два дня недели разбирали вопросы по управлению наибств, расположенных поблизости столицы имамата Дарго, а в последующие дни наибств более отдаленных. В субботу и воскресенье были определены дни приема желающих. Наиболее важные вопросы решались на периодически созываемых съездах наибов, алимов и других представителей администрации имамата. Такие съезды были созваны в Дарго (1841), в Алмах (1845), в Анди (1847), Ругуджа (1851), Шали (1858) и в Хунзахе (1859).

Гражданская деятельность определялась низамами — законодательными нормами, выработанными Шамилем совместно со своими приближенными на основе законов шариата. И все же ряд низамов отличались от норм шариата. К примеру, если шариат предусматривал за воровство отсечение рук, низам установил денежные штрафы, сокращен был и размер калыма, были созданы низамы, обязывающие мужей выделять часть имущества разведенной жене. Шамиль, будучи человеком строгих правил, запретил в имамате музыку, песни, танцы, громкое чтение «зикр», курение табака, употребление спиртных напитков.

В имамате была создана государственная казна (байтулмол), главным источником доходов которой являлись налоги «на общее дело борьбы». Причем, размеры налогов в зависимости от сложившейся на данное время обстановки менялись. В основном в государственную казну вносился закят (указанный шариатом сбор, вносимый деньгами или натурой: хлебом, скотом):

а) имеющие земли размером в 50 и более мер-вносили по 6 мер;
б) имеющие овец, со 100 вносили 1 овцу;
в) имеющие 40 и более рублей вносили по 10 рублей 10 копеек каждый.
Харадж — подать вжимавшаяся ранее ханами за пользование пастбищами. Источником пополнения казны являлось также отчисление в байтулмол 20% от военной добычи. Кроме того, в государственную казну шли различного рода штрафы и имущество, оставшееся без наследников.

В преобразовательной деятельности Шамиля важное место занимает создание большой и боеспособной армии. Он делал все возможное для создания правильно организованных пехоты и конницы. И нужно сказать, что при ограниченности средств и ресурсов, ему удалось образовать большую и довольно хорошо оснащенную армию, которая была боеспособна, вела равную борьбу с лучшими частями царских войск, каким являлся Кавказский корпус. Установлено, что армия Шамиля насчитывала около 60 тысяч воинов. В отдельных сражениях участвовало 10 и более тысяч человек.

В 1842 году Шамиль учредил в своих войсках род военной иерархии: тысячники, пятисотники, трехсотники, сотники, пятидесятники, десятники. В целях поощрения отличившихся в сражениях в 1842 в войсках Шамиля были введены знаки отличия — серебряные медали с надписями на арабском языке. Строго карались в армии Шамиля нарушители дисциплины. За проявленную в бою трусость нашивали на спину войлок, который провинившийся должен был носить до тех пор, пока не отличится в бою.

В войсках Шамиля были подразделения, состоящие из беглых русских и украинских солдат, которых Шамиль очень ценил и требовал от своих подчиненных к ним самого уважительного отношения.

В имамате было налажено производство пороха и патронов. Однако армия Шамиля не могла быть удовлетворена воинским снаряжением собственного производства. Поэтому горцы широко использовали захваченные у царских войск пушки, порох, патроны.

Военно-административными единицами имамата управляли наибы, обладающие полнотой власти в вверенных им наибствах. Частые превышения ими власти, беззакония и произвол имели крайне отрицательные последствия.

Учебное пособие История Дагестана
Ссылка на основную публикацию