Архитектура Дербента и уникальный языковой феномен

Трудно в нашей стране найти человека, который бы никогда не слышал о Дагестане. Об этом своеобразном крае писали Михаил Лермонтов и Лев Толстой, его пейзажи и быт вдохновляли художников Гагарина и Лансере. Отечественные и зарубежные лингвисты уже многие годы пристально изучают уникальный языковой феномен — сосуществование на небольшой территории десятков различных языков, причем на некоторых языках разговаривают жители Дагестана лишь в нескольких аулах.

Широко известны дагестанские ковры, балхарская керамика, кубачинские ювелирные изделия. Популярны народная поэзия и танцы страны гор.

Ворота Орта-Капы

Однако гораздо меньше известна архитектура Дагестана, которая долгое время просто не привлекала к себе внимания исследователей. Если по архитектуре таких республик Кавказа, как Армения, Грузия и Азербайджан, за годы Советской власти были изданы десятки книг, то систематическое изучение дагестанской архитектуры началось лишь в послевоенные годы.

Дербент расположен в Южном Дагестане — в той части Восточного Кавказа, на долю которой выпала, пожалуй, наиболее сложная историческая судьба. Именно здесь, на территории Южного Дагестана, расположен знаменитый Дербентский (или Прикаспийский) проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, через который проходит наиболее удобный путы через Кавказ из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию. Это обстоятельство и повлияло на всю историю Южного Дагестана, оказавшегося ареной борьбы народов и государств за обладание Прикаспийским проходом. Здесь (прежде всего в приморских районах) создавали свои поселения, строили оборонительные и культовые сооружения, вели торговлю и т. д. персы и армяне, арабы и азербайджанцы, хазары и монголы, турки и русские.

Исключительное географическое положение Дербентского прохода, определившее его стратегическое и торговое значение в истории народов Кавказа, Передней Азии и Юго-Восточной Европы, отмечается уже древними авторами.

  • греко-римским историкам Прикаспийский проход был известен под названием Албанских или Каспийских ворот;
  • армянским и албанским историкам — Чога или Чор (Джора);
  • грузинским — Дзгвис-Кари (морские ворота);
  • византийским- Цур;
  • арабским Баб-ал-Абваб (главные ворота), Баб- эль-Хадид (железные ворота);
  • в русских летописях — Железные ворота, Дербень.

Современное название Дербента происходит от персидского слова «дарбенд» — буквально «узел ворот».

Город расположен на берегу Каспийского моря в месте, где Кавказские горы ближе всего подходят к морю, оставляя узкий трехкилометровый проход вдоль берега. Дербентская крепость запирала этот наиболее удобный путь из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию. Она являлась частью грандиозной оборонительной системы, включавшей в себя городские стены, цитадель, морские стены и Горную стену (Даг-бары). Дербент был главным оплотом этой оборонительной системы, которая защищала народы Закавказья и Передней Азии от нашествия кочевников с севера.

Дербентская крепость расположена в наиболее уязвимом в стратегическом отношении месте Прикаспийского прохода. Цитадель города занимает вершину ближайшего к морю холма, соединенного узкой перемычкой с отрогами Джалганского хребта. К востоку от подножия этого холма тянется узкая, слегка покатая в сторону моря прибрежная полоса, которая хорошо просматривается в обе стороны из цитадели.

Путь вдоль берега преграждали две параллельные крепостные стены, примыкавшие на западе к цитадели, а на востоке уходившие на значительное расстояние в ,море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Между этими стенами и располагался Дербент. К западу от цитадели более чем на 40 км тянулась сложная система оборонительных сооружений (Горная стена), призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам.

Выявленные за послевоенные годы многочисленные памятники зодчества позволяют определенно утверждать, что в Дагестане находился один из своеобразных художественных центров кавказской архитектуры. На протяжении многих веков народы и территория Дагестана подвергались политической и экономической экспансии со стороны более сильных соседей и иноземных завоевателей, испытывая различное культурное и религиозное влияние.

В этих условиях сохранить самобытность и не превратиться в провинциальное ответвление другой школы могла лишь архитектура, имеющая собственные художественные центры.

Что же касается архитектуры народов Южного Дагестана, то по отношению к ней есть все основания говорить о местных художественных центрах и архитектурных школах. Архитектура каждого из народов лезгинской группы (агулов, лезгин, рутульцев, табасаран, цахуров) имеет свои особенности, складывавшиеся под влиянием своеобразия исторической судьбы данного народа, местных природно-климатических условий и строительных материалов, обычаев, профиля хозяйства, традиций декоративно-прикладного искусства и т. д.

Разумеется, в архитектуре Южного Дагестана (в том числе и в табасаранской архитектуре) можно найти планировочные приемы, конструктивные формы, стилистические черты и даже отдельные архитектурные или декоративные элементы, зародившиеся в архитектуре других народов и заимствованные в тот или иной период местными мастерами-строителями. Однако в целом архитектура коренных народов Южного Дагестана не имеет прямых аналогий в архитектуре Кавказа, следовательно, ее формирование проходило при решающей роли местных художественных центров.

Более сложное явление представляет архитектура Дербента, который можно отнести к таким культурным центрам, которые играли в прошлом большую роль в процессах взаимовлияния культур различных народов и регионов.

Своеобразие историко-культурной роли Дербента сказалось и на особенностях взаимосвязи его архитектуры с архитектурой народов Южного Дагестана.

Через Дербент в горные аулы Южного Дагестана на протяжении многих веков шла новая информация о типах зданий и сооружений (крепости, мечети, мавзолеи, минареты и др.), конструктивных формах, планировочных приемах. При этом и в самом Дербенте, испытавшем различные влияния, постепенно вырабатывался свой вариант архитектуры Восточного Кавказа. Поэтому условно (в пределах Южного Дагестана) можно говорить о дербентской архитектурной школе.

Но, разумеется, не только своеобразием дербентской архитектурной школы (например, в XIV-XV вв. или в XVII- XVIII вв.) определяется роль Дербента в архитектуре Кавказа и Передней Азии.

Строительство в городе на различных этапах его истории было тесно связано с определенными периодами развития архитектуры ряда стран и народов Переднего Востока. Поэтому роль некоторых дербентских сооружений выходит за пределы не только Южного Дагестана, но и всего Кавказа.

В первую очередь это относится к Дербентской оборонительной системе — сооружению мирового класса как по своему назначению (звено в цепи «длинных стен», отделяющих кочевые северные народы от земледельцев-южан), так и по грандиозности, оригинальности города-крепости (растянутого между цитаделью и искусственной гаванью), по качеству строительства. Дербентская оборонительная система занимает почетное место в истории мировой архитектуры наряду с такими сооружениями, как Великая китайская стена или «длинные стены» Пирея. В ряду подобных крепостных сооружений (с «длинными стенами») она в типологическом отношении представляет собой уникальный пример органического сочетания «длинной стены», мощной крепости, города и порта.

Большой интерес для истории развития архитектуры Переднего Востока представляет культовое строительство в Дербенте. Дербентская Джума-мечеть является одной из самых значительных среди ранних мечетей, построенных за пределами Арабского халифата. Крупнейшее для своего времени мусульманское культовое сооружение на Кавказе, Джума- мечеть, с одной стороны, является важным звеном в эволюции молитвенного здания ислама, а с другой — одним из прототипов местных мечетей Восточного Кавказа.

Дербентская архитектура XIV-XV вв., когда город входил во владения ширваншахов, развивалась в тесном взаимодействии с архитектурой Ширвана. Постройки Дербента этого времени помогают составить более полное представление об общих процессах развития архитектуры Восточного Кавказа. Так, например, декоративная стенка ворот Орта-капы позволяет рассматривать «ордер» Диван-хане в Баку не как уникальный элемент, а как определенную художественно-композиционную систему, являвшуюся неотъемлемой частью архитектурного арсенала ширванской архитектурной школы.

В дербентской архитектуре XVII — начала XIX в. отражены особенности этого насыщенного историческими событиями периода, когда политическая карта Восточного Кавказа часто менялась, а взаимодействие азербайджанской и дербентской архитектуры носило сложный и противоречивый характер. Дербент этого времени можно рассматривать как один из центров развития архитектуры Восточного Кавказа. В период возвышения Дербента (например, при Фет-Али-хане) здесь создавались сооружения, значение которых выходит за пределы архитектуры Южного Дагестана (ханский дворец — одно из крупнейших дворцовых сооружений Восточного Кавказа). В целом в XVII — начале XIX в. дербентская архитектура характеризовалась высоким профессиональным уровнем — бани, магальные мечети (Кырхляр-мечеть), караван-сарай, ханский мавзолей, медресе и др.

Стилистическая определенность местной дербентской архитектуры сохранилась и в первой половине XIX в., когда в городе уже велось значительное строительство силами русского гарнизона. Русский ампир и дербентская архитектурная школа сосуществовали в эти годы в строительстве города, фактически не влияя друг на друга и стилистически не смешиваясь, так как они не только обслуживали различные сферы городского строительства, но и были разграничены даже территориально (гарнизон осуществлял строительство главным образом в цитадели, а также в Дубарах — нижней части города).

Постройки русского гарнизона в Дербенте могут представлять определенный интерес и при анализе русского провинциального ампира, а также как комплекс различных по назначению сооружений русской крепости этого периода.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector