Одежда, пища, семейный уклад

Одежда

Во второй половине 19-начале 20 веков заметные изменения произошли в одежде и украшениях народов Дагестана, что главным образом было связано с ввозом в край промышленных товаров. Горцы стали приобретать готовую одежду: сапоги, галоши, шапки, брюки-галифе и другие. Зажиточные слои населения шили шапки из дорогого, привозного среднеазиатского каракуля, одежду из бархата, парчи, атласа и так далее, а трудовые массы из ситца, бязи.

Набережная Дербента
Набережная Дербента

Однако традиционные черты одежды дагестанцев сохранились. Повсеместно женщины занимались выделкой вязаной обуви, разных тканей, бурок, шитьем. Повседневной одеждой для мужчин служили рубаха и штаны навыпуск. Верхней одеждой для них являлся бешмет, изготовленный из сукна и привозных фабричных тканей. Он считался легкой верхней одеждой. Поверх бешмета в торжественных случаях горец надевал «чуху», «чепкен» (черкеска). В холодное время года верхней одеждой горцу служили разнообразные формы шуб и бурок. В зависимости от состоятельности различные социальные группы населения носили разного рода и форм овчинные и меховые шубы.

Обувное дело отличалось большим разнообразием. Дагестанцы считались искусными мастерами по изготовлению шерстяных носков, легких сафьяновых сапог, различных башмаков на кожаной и деревянной подошве, кожаных галош. Распространенной рабочей обувью мужчин являлись «чарыки» из сыромятной или дубленой кожи. В торах широкое распространение имели в сухое зимнее время мужские и женские войлочные сапоги на толстой войлочной подошве. Головным убором для мужчин служили различных форм и фасонов овчинные папахи и башлык из домотканного сукна.

Оружие являлось непременным дополнением к одежде горца. Все мужское население, достигшее совершеннолетия, носило кинжал. В качестве оружия служили также шашка, кремневое ружье и пистолет, разнообразные ножи, изготовляемые во многих ремесленных центрах Дагестана. Состоятельные горцы носили богато украшенное оружие.

Большим разнообразием отличалась женская национальная одежда дагестанок. В отличие от мужской, она имела много этнических локальных особенностей. Нательной одеждой служили длинная рубаха, узкие шаровары, либо широкие штаны. У ряда народов py6axa являлась и верхней одеждой, а у других поверх неё надевалось платье, шитое в талию. Рубаха, как правило, подпоясывалась матерчатым или кожаным поясом. Парадным платьем, у женщин являлось «хъабалай», «къабалай». Шили его из дорогих материалов и богато украшали. Верхней зимней одеждой для женщин служила в горах овчинная шуба различных форм. Женщины из состоятельных слоев носили шубы повсеместно из дорогих шкур и мехов с богатой и красивой отделкой.

В качестве обуви для женщин служили вязаные шерстяные узорчатые носки и чулки, мягкие сапоги, кожаные галоши, войлочные сапоги и башмаки. Главным головным убором являлась «чухта», которая сильно отличалась в различных районах Дагестана. Поверх чухты носили различные платки и шали в зависимости от материального состояния семьи.

У женщин Дагестана широко были распространены различные украшения: золотые и серебряные кольца, серьги, браслеты, бусы, пояса, ожерелья и другие. Подавляющее большинство их изготовлялось в самом Дагестане. Встречались также украшения, привезенные из России, Персии, Турции, Китая, Средней Азии, Индии.

Пища

Пища отличалась огромным разнообразием. Основными продуктами, которые служили для приготовления пищи, являлись продукты земледелия и животноводства — пшеничная, ячменная и кукурузная мука, различные крупы, рис, фасоль, лён, мясо, молоко, масло, птица, огородные культуры: лук, чеснок, тыква, арбузы, дыни, огурцы, садовые культуры: яблоки, груши, виноград, абрикосы. Начиная со второй половины XIX века в пищу стали употреблять новые продукты: картофель, капусту, помидоры, чай, сахар, различные конфеты. По-прежнему горцы не ели свинину, редко ели рыбу, хотя ею изобиловали воды Дагестана.

Изменилась кухонная утварь: наряду с деревянной и гончарной посудой (в крестьянских семьях), состоятельные люди стали пользоваться привозной фарфоровой, фаянсовой, стеклянной и другой посудой, высокими столами и стульями.

Мясо употреблялось в свежем и сушеном виде. Но повседневной пищей большинства жителей Дагестана были различные каши и супы, пироги с начинкой из трав и творога, хинкал со сметаной, простоквашей, сыром, чесноком. Как правило, в горской сакле ограничивались одним из перечисленных блюд. Но в состоятельных семьях блюда делили на первые, вторые, третьи: супы, бульоны, лезгинский хинкал с мясом, плов, шашлык, яичница, пироги и чуду из мяса, халва, варенье, фрукты, мёд, чай с сахаром. Однако основной пищей подавляющего большинства горцев-крестьян был пшеничный, кукурузный или ячменный чурек, кусок сыра и кислое молоко.

На разнообразие пищи горцев в рассматриваемый период и их одежды большое влияние оказывало отходничество, которое с конца XIX приняло массовый характер.

Семейный уклад

Во второй половине XIX-начале XX веках в связи с проникновением в край рыночных отношении ростом отходничества заметные изменения произошли в семейном быту горца. Прежде всего, они расшатывали патриархально-феодальные устои семьи. Средний её размер колебался от 3-4 до 6 человек. Смертность среди детей была очень высокой.

Главой и опорой семьи являлся старший из мужчин. Он имел в семье неограниченную власть, решал все вопросы, возникавшие в семейной жизни, представлял семью в обществе и родственном кругу.

Семейный уклад горца был опутан многочисленными обрядами, адатами и обязательствами, которые тщательно соблюдались. Калым у некоторых народов, обременительные для рядового горца свадебные обряды, подарки продолжали сохранять свою силу, хотя они находили отрицательное отношение со стороны трудовых слоев населения, прежде всего крестьянской молодежи. Чтобы избавиться от непосильных свадебных расходов, практиковалось, похищение девушки, брак с уводом по взаимной договоренности. Однако похищение девушек нередко служило причиной раздоров и убийств. Поэтому многие общества требовали принятия строгих административных мер против похищения девушек. По этой причине, очевидно, практика похищения девушек не имела широкого распространения в Дагестане.

Национально смешанные браки изредка встречались. Но даже в единоверческой среде, между представителями двух соседних общин они не поощрялись, хотя и имели место.

Социальная дифференциация, которая усугублялась в конце XIX-начале XX веках, очень сильно влияла на семейный быт и брачные отношения. Если в богатых семьях женщина была избавлена от тяжелой физической работы, то в бедных на ее плечи легла вся тяжесть домашнего труда, а в связи с расширением отходничества также и сельскохозяйственный труд.

Браки носили сословно-классовый характер. Между представителями богатых и бедных семей, родовитых и неродовитых тухумов они встречались очень редко. Важные вопросы решал глава семьи в соответствии с традициями и адатами. Правда, под влиянием проникновения капиталистических отношений, появлением новых богатых и бедных социальных групп многие семейно-брачные традиции расшатывались и трансформировались. Богатство брало верх над родовитостью, происхождением.

Учебное пособие История Дагестана
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector