Создание древней Дербентской оборонительной системы

Широко распространена легенда, упоминаемая многими восточными и европейскими авторами, которая приписывает основание Дербента и строительство Горной стены (доходившей якобы до Черного моря) Александру Македонскому (Искандеру Зулькарнаину, как его называют восточные авторы).

И хотя эта легенда не имеет под собой исторических оснований (Александр Македонский не был на Кавказе), само ее существование говорит о том значении, которое имели в древности Дербентский проход и возведенная в нем система оборонительных сооружений.

Общий вид Дербента в 1638 г. Гравюра из книги А. Олеария
Общий вид Дербента в 1638 г. Гравюра из книги А. Олеария

Обнаруженный при раскопках в Дербенте керамический и нумизматический материал и другие предметы материальной культуры позволяют считать, что персы проникли в район Дербента уже в середине V в. Именно здесь в V-VI вв. проходила северная граница Сасанидской Персии. Происходившая в этот период борьба между Византией и Персией не мешала им сотрудничать в деле укрепления своих северных границ для защиты от кочевников. Византия не только сама строила на Кавказе «длинные стены», защищавшие проход между Черным морем и горами, но и принимала участие в финансировании персидских укреплений Дарьяльского и Дербентского проходов.

Строительство укреплений в Прикаспийском проходе древние авторы, как правило, связывают с именами трех царей Сасанидской Персии: Иездигерда II (438-457), Кавада (488- 531) и Хосрова I Ануширвана (531-579).

По сведениям древних авторов — Моисея Калантуйского (Каганкатваци) (VII в.) и Егише (V в.), — Иездигерд II строил укрепления на северных границах подчиненной персам с середины V в. Албании. К. В. Тревер высказала предположение, что построенная им крепость — это Бармакская оборонительная линия (самая южная в Прикаспийском проходе). Гильгинчаискую линию она считает возможным датировать временем царствования Пероза (459-484), а Дербентскую линию периодом Кавада.

Арабские авторы IX-X вв. обычно связывают строительство Дербентской оборонительной системы с именами Кавада и Хосрова I Ануширвана.

Одним из наиболее авторитетных арабских авторов, сообщающих о строительстве Дербентской оборонительной системы, можно считать Баладзори (вторая половина IX в.), который не только пользовался не дошедшими до нас источниками, но и сам много ездил, сравнивая различные версии и оставляя наиболее вероятные.

В «Книге завоевания стран» Баладзори пишет, что Кавад «построил преграду из нежженой глины (кирпича) между областью Ширван и воротами Аллан, а вдоль глиняной стены он построил триста шестьдесят городов, пришедших в разрушение после постройки ал-Баб-у-ал-абуаба [Дербента]. Когда после Кавада на престол сел его сын Кесра Ануширван … он построил … город ал-Баб-у-ал-абуаб, который был назван Абуаб (воротами) потому, что он был построен вдоль дороги на горе». Далее Баладзори пишет о строительстве Ануширваном стены в районе Дербента, которая укрепляла границу Персии против хазар, она «была проведена до вершин гор» и проложена «в море на три мили». «Окончив постройку стены, Ануширван повесил у входа ее железные ворота, поручив охрану их ста всадникам, тогда как раньше для охраны этого места требовалось пятьдесят тысяч солдат».

В сочинениях арабских авторов, писавших после Баладзори, сведения о строительстве Кавада и Ануширвана постепенно сливаются, смешиваются, в то же время некоторые из этих авторов сообщают ряд интересных дополнительных сведений о строительстве Дербентской оборонительной системы. Так, писавший почти одновременно с Баладзори Ибн-Хордадбе (ГХ — начало X в.) сообщает, что Кавад «выстроил кирпичную стену», а Ануширвану он приписывает строительство Дербента и «360 замков и укреплений в горных ущельях». Ибн-ал-Факих (начало X в.) уточняет, что из 360 замков 110 находи- 22 лось «во владении мусульман до земель Табарсеран» (Табасаран). В сообщениях Ибн-ал-Факиха и Ибн-Хордадбе речь идет не только о Дербентской линии укреплений, а об общей системе укреплений горных ущелий всего Кавказа. О Дербентской оборонительной линии Ибн-ал-Факих пишет, ссылаясь на сведения, заимствованные им из трудов арабского географа Якуби (IX — начало X в.): «Баб-ул-Абваб стена, которую построил Ануширван; .. .один конец ее вдается в море, а противоположный морю конец выведен до такого места, где ничего не поделаешь против нее, и тянется она 7 фарсахов до лесистой и обрывистой горы, через которую не пройдешь. Построена она из четырехугольного тесаного камня; один из этих камней не поднимут и 50 человек; эти камни поставлены [один на другой] и пришиты друг к другу железными болтами. На протяжении этих 7 фарсахов устроено 7 проходов, у каждого из этих проходов город, а живут в них [городах] персидские воины».

Это — очень ценные сведения о Горной стене, наиболее правдиво описывающие ее протяженность (7 фарсахов — около 40 км) и количество построенных вдоль нее крепостей (не фортов, а именно крепостей с постоянным населением).

Автор X в. Масуди, сообщая о строительстве Ануширваном Горной стены, пишет: «На каждых трех милях этой стены, а то и больше или меньше, сообразно с дорогами, соответственно которым он поставил ворота, он сделал железные ворота и поселил там с внутренней части каждых ворот народ, обязанный охранять эти ворота и соседнюю часть стены. Все это служило для защиты от нападений народов, примыкающих к горам Кабх, каковы хазары, алланы, турки, сериры и иные племена кяфиров«.

Сравнительный анализ противоречивых сообщений арабских авторов дает возможность считать, что строительная деятельность Кавада и Ануширвана относится, по-видимому, к различным объектам: Кавад строил или одну из сырцовых оборонительных линий южнее Дербента, или же предшествовавшие каменным сырцовые стены Дербента, а ко времени Ануширвана относится сооружение каменных стен Дербента и Горной стены.

Датировка каменных стен Дербента уточняется благодаря тому, что на северной городской стене сохранились пехлевийские надписи, относящиеся по характеру начертания букв к V-VII вв. Всего обнаружено двадцать пехлевийских надписей, большая часть из которых повторяет один и тот же текст. Существует несколько вариантов чтения этого текста. В 1929 г. дату в надписи Г. С. Нюберг определил как 700 г. и перевел ее в наше летосчисление 453 г., то есть годом правления Иездигерда II. Е. А. Пахомов тогда же предложил другой вариант чтения даты — 37 г. (год правления Хосрова I Ануширвана) и перевел ее 567 г. В 1970 г. В. Г. Луконин предложил новый вариант чтения пехлевийского текста. В надписи, считает он, сообщается, что строил стену (наблюдал за ее строительством) чиновник сасанидского государства, причем в надписи указаны имена двух чиновников, видимо, сменивших друг друга в процессе строительства. В надписи, по мнению Луконина, говорится, что тот ряд каменной кладки, на котором выбита надпись, и вышележащие ряды (на три стопы?) выложены в 17 г. правления Хосрова I Ануширвана, поэтому он переводит эту дату в наше летосчисление 547 г. Нельзя не отметить совпадения сообщений арабских авторов и тех вариантов перевода текста и пехлевийских надписей, в которых строительство крепости датируется временем правления Хосрова I Ануширвана. Именно в годы правления Хосрова I Ануширвана Сасанидская Персия достигла своего наивысшего могущества и могла предпринять грандиозное крепостное строительство.

Разумеется, основной рабочей силой при строительстве грандиозных каменных укреплений в Дербентском проходе были местные жители и строители из близлежащих районов Кавказа. Албанский историк VII в. Моисей Каганкатваци пишет о «дивных стенах, для построения которых цари персидские изнуряли страну нашу, собирая архитекторов и изыскивая разные материалы для построения великого здания, которое соорудили между горой Кавказом и великим морем восточным».

В конце VI — начале VII в. могущество Персии падает, и : VII в. Дербент становится ареной борьбы двух сильных государств — Арабского халифата и Хазарского каганата. В VII- VIII вв. арабы неоднократно совершали походы в Дагестан, закреплялись в Дербенте и проникали в горные районы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector