Практически всё 17-е столетие социально-экономическую жизнь кавказских народов можно охарактеризовать как классический период феодальных отношений. Феодализм доминировал на протяжении 16-18 веков по всей Европе, господствовал в азиатских странах. Не обошёл он стороной и Кавказ.
Время феодализма отличилось в истории исключительной раздробленностью территорий, обособленностью групп людей по местам проживания. Лидеры более-менее крепких образований всячески подчёркивали свою независимость. В ожесточённой борьбе отстаивалась политическая и экономическая самостоятельность.
Каждое территориальное объединение жило по своим законам. У одних передача власти осуществлялась по наследству, у других правитель выбирался из представителей знати, имевшей наибольшее влияние. Небольшие, слабые княжества были практически подчинены могущественным соседям.
Дагестаном, Чечнёй, Адыгеей и другими северокавказскими народами правили всевозможные мурзы, ханы, шамхалы, князья. Сюда же можно отнести менее известных майсумов, уорков, уцмиев. Все они были знатью, правящей в своих вотчинах по собственному разумению.
Административное деление всех этих ханств и княжеств по территориям, называемым магалами, кабаками, джамаатами, было в рамках условных границ. В предвестии военных угроз вооружались все мужчины без исключения.
Некрупные феодалы, их называли беками, являлись поддаными, вассалами более влиятельных. В их основные обязанности входило сопровождении своего господина в захватнических походах. И в случае военных угроз извне беки обязаны были защищать своего верховного правителя и его земли.
Очень часто беки вместе с нукерами (личная охрана правителя) и воеводами сопровождали господина в различных поездках, входя в состав его свиты. Они несли и другие служебные обязанности, например, были послами в сопредельных землях или странах. Усердие и преданность поощрялись назначением править в вассальных селениях и аулах верховного владыки. Практиковалось это в Дагестане, Осетии и у других народов Северного Кавказа
Огромные земельные наделы прибрала к рукам мусульманская духовная верхушка. Мусульманство с 17 века стало доминирующей и шейхи обрели огромнейшее влияние на правящую знать, занимая при дворе высокое положение. Шамхалы, мурзы, ширваншахи и другие правители Дагестана, Балкарии, Ингушетии, как и в Европе, отдавая высшему духовенству в вакуф землю и другое имущество, делали священников фактическими хозяевами отданного имущества. Таково было влияние шейхов при дворе.
Следует признать тот факт, что большая часть и горцев, и равнинных жителей оставались лично независимыми людьми. Балкарские, дагестанские, чечено-ингушские уздени, адыгейские тфокотли считались свободными, могли иметь крепостных крестьян и арендовать пастбища и другие земли.
Конечно, свобода эта была относительна. В их обязанности входило содержание ханского войска, вооружённое участие в боевых действиях или обязательные работы при возведении крепостей и других объектов военного и бытового назначения.
Свободные крестьяне того времени были лишены многих прав и самой возможности их отстаивать. Например, в Кабарде и Дагестане запрещалась кровная месть, если виновником был свой господин. Цена жизни знатного человека не могла сравниться со стоимостью простолюдина. Жизнь ясыря (пленника) или раба не стоила почти ничего.
Следующими на социальной ступени были коренные жители. В отличие от узденей они были лично зависимы, так как им приходилось продаваться после разорения или спасаясь от кровной мести родственников убитого. Оплативший долги или компенсацию семье убитого феодал привлекал крестьянина к работе на принадлежащих ему землях. Барщина заканчивалась после возмещения князю всех убытков.
Однако, были и те, чьё общественное положение на социальной лестнице являлось самым незавидным. Это рабы. Обычно ими становились военнопленные, но можно было и купить рабов на рынках Дербента, Анапы и других портовых городов. «Кодекс законов Рустам-хана» в Кайтаге и «Кодекс Умма-хана Справедливого» из ханства аварского, закрепившие безмерную власть феодальной знати над всем без исключения крестьянством Северного Кавказа, запрещали любое наказание за убийство раба. За убийцу отвечала его община, компенсируя убытки владельцу. Виновник обязывался отработать на земле последнего, если заплатить за преступление не было возможности. От рабской зависимости убийца мог освободиться, вступив в брачные отношения с местной незамужней женщиной.
Рабы были очень востребованы по соседству. Иран и Турция покупали их весьма охотно. Это был очень успешный бизнес. Умелые мастера, искусные ремесленники и земледельцы из числа не свободных соплеменников в Закавказье ценились очень высоко. Их также бесцеремонно продавали на дербентском и других восточных невольничьи рынках.
Следуя адатам (обычаям) предков, дагестанские общинные земли каждые 7 лет заново перераспределяли среди тухумов (общин). Главы же семейных общин раздавали эту землю семьям по своему усмотрению. Землю нельзя продать беку или кому-нибудь ещё, её передача допускалась только внутри общины. Игнорирование этого адата нарушало безопасность общины и грозило виновнику изгнанием.
Интересен факт, что социальный статус человека зависел от его принадлежности к общине. Отдельно общинники не могли считаться юридическими лицами.
В итоге большая часть внутриобщинных земель оказалась сосредоточена в руках отдельных собственников, что дало этой социальной верхушке весомую власть в противовес остальным. Общинная земля перераспределялась с учётом их интересов, бедные общинники стали трудиться на власть имущих.
Старейшины, сосредоточив в руках максимум власти, могли даже совершать набеги на соседей. В отдельных общинах власть так окрепла, что должности старейшин стали передавать наследникам. Значение старейшин стало настолько весомым, что нашло отражение даже в своде законов Рустам-хана. Этот кодекс обязывает беков выплачивать общинам весомый штраф, если без согласия старейшин ими организуются военные походы.
Разрозненность всевозможных ханов, беков, князей, их неиссякаемое желание захвата новых земель, контроля над оросительной системой, извечная вражда и конкуренция абсолютно исключали возможность объединения для борьбы с внешними захватчиками.
XVI-XVII столетия вошли в историю как период кровавых битв. Война за Кавказ, длившаяся полвека с 1514 года по 1555 год между Ираном и Османской империей, закончилась дележом Закавказья.
В ситуации ожесточённой борьбы двух могущественных держав разрозненный феод кавказских земель не смог сохранить свою независимость. Итогом междоусобных войн и политической разобщённости кавказских правителей явилось их полное порабощение захватчиками.
Причиной такого внимания к Кавказу турецкого султана и иранского шаха было то, что этот регион являлся коридором для торговли с Россией и через неё с Европой. Последние в свою очередь тоже стали интересоваться политическими и экономическими возможностями, которые мог дать контроль над Кавказом. Купцы, торговцы и другие представители европейской части материка всё больше и больше охватывали своим вниманием этот край.
Таким образом неустойчивая политико-экономическая ситуация в какой-то мере даже способствовала бурному росту торговли в этом крае.
В XVII веке Северный Кавказ вёл торговлю с Грузией через горные тропы. В зимнее время высокогорные перевалы становились непроходимы и единственный путь от Астрахани до Тифлиса лежал по равнине между гор и берегом Каспия.
Важную роль в торговле с Востоком того времени играл Дербент. Кроме огромного рабовладельческого рынка город мог предложить большой выбор товаров, изготовленных дагестанскими, осетинскими, чеченскими и умельцами других горских народов. Золотые и серебряные изделия, оружие, ковры, посуда и ещё многие всевозможные товары стекались сюда со всего Кавказа. Стабильно торговали горцы и с Азербайджаном, поскольку через многочисленные перевалы по тропам горного Дагестана лежал единственный торговый путь. Эти тропы в летнее время активно использовало местное население.
Оживлённая торговля с азербайджанцами шла в Нухе, Ширване, Шемахе и ещё ряде других торговых пунктов. Сюда гнали табуны лошадей, отары овец, везли мясо, сыр и масло, ткани и ковры, оружие, кухонную утварь, бурки и другую одежду. С собой в обратный путь торговцы с Кавказа забирали нефть, добытую из бакинских колодцев, зерно, соль, шелка. Через азербайджанские рынки в горы отправлялась роскошная одежда, мебель и другие предметы обихода, олицетворяющие власть богатства.
Купцы из Армении, которых не останавливали даже высокие налоги за право торговли, успешно вели свой бизнес, меняя доставленные с Востока товары на изделия горцев. Их усилиями местный товар затем доставлялся на рынки Закавказья и через порты Черноморья в другие страны.
Политико-экономическое укрепление России на мировой арене способствовало успешному развитию всесторонних отношений с кавказскими народами. Это было необходимо ещё и в силу того, что Российской империи необходимо было обеспечить Астрахани и другим областям юга страны мир и безопасность.
Лишь гораздо позже, после вхождения в состав могущественной Российской империи народы Кавказа могли спокойно жить и развиваться, находясь под её защитой.