Социальное и экономическое положение народов Серного Кавказа в период 17 века соответствуют описанию феодальных отношений. В период средневековья, а это примерно с XVI века XVIII феодальный строй господствовал повсюду, и в Европе и в Азии. Не было исключением и территория Кавказа.
Для этого периода характерна раздробленность и обособленность территорий. Каждое более менее сильное образование стремилось подчеркнуть свою самостоятельность. Боролось, и отстаивали свою независимость в принятии политических и экономических решений.
На некоторых территориях власть передавалась по наследству, в других правитель выбирался на совете из представителей наиболее влиятельных представителей правящего класса. Соответственно, мелкие княжества существовали в зависимом положении от более сильных соседей.
Господствующим классом в северокавказских государственных образованиях XVI — начала XVII века были в шамхалы, уцмии, майсумы, ханы, мурзы, князья, уорки (не путать с орками). Все это названия правителей в Дагестане, Адыгее, Карачаевии, у балкар, чеченцев и ингушей.
Княжества (ханства, шамхальства, уцмийства, майсумства) административно делились на отдельные территории (магалы, джамааты, кабаки), все мужское население которых в случае военной опасности поголовно брало в руки оружие.
Более мелкие феодалы, находившимися от них в зависимом (вассальном) положении были беки. Беки обязанные были поддерживать своего верховного правителя во время военных походов или при отражении нападений извне.
Не редко в Балкарии, Дагестане и Осетии беки воеводы, нукеры (телохранители правителей), исполняли и другие виды службы. Они составляли свиту правителя и сопровождали его в поездках, назначались послами на сопредельных территориях и так далее. В награду за усердную службу их назначали правителями аулов и селений, полученных ими на вассальных правах.
Значительным земельным собственником (как и во всем мире) становится в этот период и мусульманское духовенство (религиозная верхушка доминирующей религии). В Дагестане глава духовенства — шейх, занимал высокое положение при шамхальском дворе, духовенство фактически владело вакуфными землями.
Важно для понимания и то, что население кавказского региона большей частью являлись лично свободными (уздени — в Дагестане, Чечне, Балкарии, Ингушетии; тфокотли — у адыгеев) и пользовались землей и пастбищами, выплачивая за нее ренту.
Одной из обязанностей крестьян было участие в текущих войнах с оружием в руках или же обеспечивать содержание войска своего князя и участие в строительных работах при возведении крепостей, стен и тому подобное.
Положение свободных крестьян в 17 веке характеризуется отсутствием у них различных прав или возможности настаивать на своих правах. Так, в и Кабарде и в Дагестане простые свободные крестьяне не имели права кровной мести по отношению к своему князю. Гибель представителя правящих кругов оценивалась в несколько раз дороже, чем гибель простого батрака, и почти ничего не стоила жизнь раба, пленного (ясыря).
Кроме свободных узденей, были и коренные жители, но лично зависимые. Они не только платили ренту за землю, но отрабатывали работы на землях принадлежащих феодалу (барщина). Такими становились разорившиеся крестьяне, или те кто, пытаясь скрыться от кровной мести, продавали свою свободу за возмещение от нового хозяина кровнику. Князь платил семье убитого компенсацию, убийца отрабатывал.
Категория населения, положение которой было хуже и чье социальное положение было еще ниже — это были рабы. Рабами становились военнопленные, ну а в портовых городах (Анапа, Дербент и др.) существовали рынки рабов. Согласно известным судебным документам Рустам-хана кайтагского и Умма-хана аварского, человек убивший раба не подлежит мести со стороны его хозяина. За убийство отвечала вся община, к которой принадлежал убийца. Если за него не приносили компенсацию то он ее отрабатывал на выделенной земле. Если при этом он вступал в брак со свободной местной женщиной, его обычно освобождали от рабской зависимости.
На рабов был высокий спрос в соседних Турции и Иране куда их успешно и продавали. А еще нередко продавались и соплеменники из числа не свободного населения. Будучи умельцами, мастерами, земледельцами и искусными ремесленниками они высоко ценились в Закавказьи. Торговали ими на невольничьем рынке в Дербенте и рабовладельческих рынках Востока.
По Дагестанским адатам земля общины раз в семь лет перераспределялась между тухумами (семейными общинами), а глава общины перераспределял ее уже между семьями самостоятельно. Также существовали ограничения на продажу земли. Допускалось лишь перемещение владение землей только внутри общины. А если кто-то продавал ее беку то его могли и изгнать из общины. Это обеспечивало безопасность общины, препятствовало остаться без земли.
Интересно, что отдельный общинник вообще не выступал как юридическое лицо, а его собственное социальное положение определялось принадлежностью к общине.
В результате подобных операций внутри общины постепенно выделились собственники больших земельных участков, в противовес которым появились также малоземельные и вовсе безземельные общинники. Естественно, социальные верхи общины стали оказывать на внутреннюю жизнь общины е более заметное влияние, перераспределяя общинную землю в свою пользу, используя труд менее имущих соотечественников и даже организуя набеги на соседние области. Кроме того, в некоторых обществах Дагестана, Осетии и других мест должности старейшин стали передаваться по наследству, что дополнительно свидетельствует о возросшей личной роли представителей правящей верхушки. О том же говорит и статья в своде Рустам-хана, согласно которой бек обязан был выплатить общине штраф, если он устраивал военную экспедицию, не посоветовавшись предварительно с общинными старейшинами.
Разобщенность феодалов, их стремление взять по контроль больше земель, распоряжаться водой для орошения полей. Высокая внутренняя конкуренция не позволяла им объединяться для организации сопротивления внешним врагам.
XVI-XVII века — время упорных сражений за Кавказ между Османской империей (турки-османы) и Ираном (династии сефевидов) . Война, разгоревшаяся в начале 16 века закончилась лишь в 1555 году. По договору Закавказье было поделено между султаном и шахом:
В условиях борьбы за Кавказ двух крупных и сильных в военном отношении держав феодальные государства Закавказья оказались неспособными сохранить независимость. Экономическая и политическая разобщённость кавказских народов в 17 веке и нескончаемые междоусобные войны не давали им возможности сплотиться для отпора завоевателям.
Через регион шла торговля с Европой и Россией. Поэтому интерес к Кавказу проявляли и Иран, и Турция. Страны Европы и Россия только начинали приглядываться, засылая сюда своих торговых представителей, купцов, торговцев.
Политическая сложная и не стабильная ситуация не только не прекращала, а возможно даже способствовала развитию торговых отношений в регионе.
Исторические карты
- 1626 год Картографический фонд Русского географического общества.
- 1630 год Гравюры голландского картографа и издателя — Виллема Янсзона Блау.
- 1668 год Карта из книги Стрейс Ян Янсен «Три путешествия».
- 1700 год Карта Сефевидского государства. Дербент тут относится не к Дагестану, а к государству Ширваншахов.
Народы северного Кавказа и Грузии в XVII веке связывали торговые пути, проходившие из Терского городка по горным тропам в Грузию. В зимнее время перевалы закрывались, и единственной дорогой оставался путь, идущий вдоль каспийского берега, от Тифлиса до Астрахани. Особо важным пунктом для восточной торговли являлся Дербент, известный не только невольничьим рынком, но и широким кругом товаров горской работы (сабли, панцири, золотая и серебряная утварь, бурдюки, ковры и т. д.), которые поступали сюда на продажу из Дагестана, Осетии, Кабарды, Чечни и других мест Кавказа. Стабильной и постоянной была связь горцев с Азербайджаном, торговый путь в который с Северного Кавказа шел через горный Дагестан и был единственным, поскольку местные жители в летнее время пользовались тропами через многочисленные перевалы.
В торговые пункты Азербайджана (Нуха, Шемаха, Ширван и др.) горцы пригоняли овец и лошадей, привозили шерсть, кожу, масло, мясо, сыр, а также готовые изделия — ковры, бурки, оружие, ткани, посуду и т. д. В обратную сторона Северный Кавказ, отправлялись зерно, шелк, соль, нефть, которую добывали из колодцев в районе Баку, и предметы обихода. Кроме того, через Азербайджан попадали в горы предметы роскоши и важные для властителей атрибуты власти богатства, вроде бархатных халатов и драгоценных поясов.
Уплатив налог за право торговли, армянские купцы, меняли привезенные с собой товары восточного производства на местные, чтобы переправить их затем на рынки Грузии, Азербайджана или в черноморские порты.
Уже к концу XVII века, когда окрепло и усилилось государство Россия происходит развитие русско-кавказских экономических отношений. Желая обезопасить Астрахань и южные области и усилиться на Каспии Россия расширила сферу своего влияния на Кавказе.
Материал можно использовать для реферата или доклада о Кавказе 17 века. Ссылка на сайт обязательна.
Похожие статьи:
- Кавказ в 16 веке
- Кавказ в 18 веке
- Кавказ в 19 веке