pro-derbent 0085Крестово-купольное сооружение (албано-христианский храм) построен в IV веке. Изучение этого памятника неразрывно связано с распространением христианства в Дагестане; свидетельствующего, что здесь, в Дербенте, находился албанский патриарший престол.

В V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров на Восточном Кавказе. Здесь, по сообщению Моисея Каганкатваци, находился глава христианской церкви Албании, престол которого были вынуждены перенести в Партав в связи с усилившейся хазарской экспансией: "Во второй год Хозроя, царя царей, в начале армянского летосчисления, перенесли престол патриарший из города Чога в столицу Партав, по случаю хищнических набегов врагов креста Господня" 552 г. н.э.

Христианство в Дербенте имело большое распространение с древнейших времён и до позднего средневековья, о чём свидетельствуют многочисленные сообщения письменных источников.

В.В. Бартольд в связи с распространением христианства в Дербенте отмечал, что оно одержало победу пограничных областях Персии, и арабы, захватившие эти районы, "упоминают о христианстве как о религии местного населения, а о последователях зороастризма не упоминается".

К этому можно добавить, что персы, а позднее арабы широко привлекали христиан Закавказья для охраны Дербента и, по сообщению раниесредневекового армянского автора Егише, в первой половине V в. армянские князья вместе с персами "охраняли от гуннов северные врата Дербентские", а Гевонд в VIII в. писал, что арабы собрали дружины арабских нахараров "в стране албанской, у ворот Каспийских, у города, называемого Дербентом".

Арабское завоевание Дербента нанесло сильный удар по позициям христианства здесь, и со второй половины VIII в. город превращается в крупнейший центр распространения ислама на Кавказе, в оплот "борьбы за веру".

По мнению профессора А.А. Кудрявцева ярким показателем широкого распространения здесь христианства являются два монументальных памятника, связанных с христианскими древностями города. Они свидетельствуют, что возможно Дербент был одним из крупнейших центров, где, вероятно, мог находиться патриарх Кавказской Албании. Но есть и другое мнение. Так М.И.Артамонова, считает, что несмотря на несомненное значение Дербента, как одного из важнейших центров по распространению христианства на Восточном и Северном Кавказе, престол патриарха вряд ли находился здесь. Он полагал, что в городе была епископальная кафедра, возникшая при Ваче II, а данные о существовании в Дербенте престола главы Албанской церкви, объяснял народной молвой, возникшей в связи с обоснованием здесь после 461 г. албанского царя Ваче II и близостью Ватнианского поля, где мученически погиб от рук москутов просветитель Албании Григорис.

pro-derbent 0085Крестово-купольное сооружение (албано-христианский храм) построен в IV веке. Изучение этого памятника неразрывно связано с распространением христианства в Дагестане; свидетельствующего, что здесь, в Дербенте, находился албанский патриарший престол.

В V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров на Восточном Кавказе. Здесь, по сообщению Моисея Каганкатваци, находился глава христианской церкви Албании, престол которого были вынуждены перенести в Партав в связи с усилившейся хазарской экспансией: "Во второй год Хозроя, царя царей, в начале армянского летосчисления, перенесли престол патриарший из города Чога в столицу Партав, по случаю хищнических набегов врагов креста Господня" 552 г. н.э.

Христианство в Дербенте имело большое распространение с древнейших времён и до позднего средневековья, о чём свидетельствуют многочисленные сообщения письменных источников.

В.В. Бартольд в связи с распространением христианства в Дербенте отмечал, что оно одержало победу пограничных областях Персии, и арабы, захватившие эти районы, "упоминают о христианстве как о религии местного населения, а о последователях зороастризма не упоминается".

К этому можно добавить, что персы, а позднее арабы широко привлекали христиан Закавказья для охраны Дербента и, по сообщению раниесредневекового армянского автора Егише, в первой половине V в. армянские князья вместе с персами "охраняли от гуннов северные врата Дербентские", а Гевонд в VIII в. писал, что арабы собрали дружины арабских нахараров "в стране албанской, у ворот Каспийских, у города, называемого Дербентом".

Арабское завоевание Дербента нанесло сильный удар по позициям христианства здесь, и со второй половины VIII в. город превращается в крупнейший центр распространения ислама на Кавказе, в оплот "борьбы за веру".

По мнению профессора А.А. Кудрявцева ярким показателем широкого распространения здесь христианства являются два монументальных памятника, связанных с христианскими древностями города. Они свидетельствуют, что возможно Дербент был одним из крупнейших центров, где, вероятно, мог находиться патриарх Кавказской Албании. Но есть и другое мнение. Так М.И.Артамонова, считает, что несмотря на несомненное значение Дербента, как одного из важнейших центров по распространению христианства на Восточном и Северном Кавказе, престол патриарха вряд ли находился здесь. Он полагал, что в городе была епископальная кафедра, возникшая при Ваче II, а данные о существовании в Дербенте престола главы Албанской церкви, объяснял народной молвой, возникшей в связи с обоснованием здесь после 461 г. албанского царя Ваче II и близостью Ватнианского поля, где мученически погиб от рук москутов просветитель Албании Григорис.

2

pro-derbent 0086Однако при решении вопроса о нахождении в Дербенте резиденции главы христианской церкви Кавказской Албании надо учитывать, что письменные источники в связи с большими строительными работами, проводившимися в городе арабским полководцем Масламой в начале VIII в., сообщают, что он "не разрушил восточного патриаршего дворца, который ещё и до сих пор существует в нём".

В.В. Бартольд даже считал, что патриарх вернулся в Дербент после стабилизации положения при арабах. Распространение христианства в районе Дербента он относит ко временам сасанидского царя Йездигерда I (399-429 гг.) и византийского императора Феодосия (408-450 гг.).

По сведениям армянских раннесредневековых авторов епископ Григориос насаждал христианство в этих районах ещё в первой половине IV века и погиб от рук варваров на Ватнианской равнине недалеко от Дербента, привязанный к хвостам диких лошадей. Армянские средневековые авторы широкое распространение в Дербенте христианства связывают с именем, младшего внука правителя Армении, Григория - основателя христианского храма. М.И. Артамонов отождествляет с этим храмом здание Джума-мечети, приспособленное, по его мнению, арабами под мечеть лишь позднее, в первой половине VIII в.

Ещё один архитектурный памятник связан с распространением христианства в Дербенте. Он расположен в цитадели "Нарын-Кала". Это большое крестообразное сооружение, находящееся в северо-западной части цитадели на расстоянии около 15 м от её стены.

В историческую литературу этот памятник вошёл как "огромная цистерна, вырубленная в скале". И действительно, в позднесредневековое время здесь хранили воду, но первоначальное назначение этого сооружения, по мнению некоторых исследователей, было другое. В плане сооружение представляет собой крест, стороны которого имеют внутристенную ширину 4,7 м. Внутренняя длина трёх сторон креста 4,2 м (без учёта центральной части сооружения), а четвёртая, западная сторона имеет длину 5,6 м. Центральная часть сооружения перекрыта куполом диаметром 5 м, перестроенным, видимо, в позднесредневековый период, высота от пола до верха купола около 10м.

Квадратное пространство в центральной части креста, перекрытое куполом имеет стороны, равные 5 м (т.е. на 1 м больше, чем ширина торцовых сторон креста), и как бы врезано на 0,5 м с каждой стороны внутрь стен сооружения, что придаёт её центральной части усложнённую конфигурацию.

Общая длина памятника с запада на восток 15 м, с севера на юг 13 м, причём следует отметить, что стороны креста ориентированы по сторонам света.

3

pro-derbent 0063Обследования этой предполагаемой цистерны показали, что она не вырублена в скале, как считалось раньше, а сложена из крупных хорошо отёсанных блоков на известковом растворе. При обследовании многочисленных блоков на поверхности обнаружены фрагменты ранней тонкой штукатурной обмазки без следов биопоражений и засоления, свидетельствующие о том, что какое-то время после нанесения этой обмазки сооружение имело другое значение, нежели как ёмкость для воды. Для нанесения каких-либо красочных изображений поверхность данной обмазки подготовлена недостаточно. Это видно даже по фрагментам. Однако известно, что храмы первых веков христианства не расписывались вовсе или украшались изображениями только на отдельных участках стен или сводов, которые специально подготавливались.

Напротив, нанесённое позже штукатурное покрытие серого цвета на своей поверхности имеет в изобилии водоросли и отложения солей, располагающиеся строго горизонтально ориентированными линиями.

Культурный слой здесь достигает 8-9 м, т.е. в раннесредневековый период почти всё сооружение находилось на поверхности. Грунт вокруг него является насыпным. Это понадобилось при устройстве водохранилища для компенсации давления больших масс воды изнутри на стены. Дополнительная обкладка стен каменными блоками также усиливала конструкцию здания. Впрочем, следует учитывать вероятность того, что завершение конструкции здания могло явиться и поздней его перестройкой.

Позднейшие перестройки и использование этого сооружения в позднесредневековое время в качестве водохранилища оказались решающими при рассмотрении вопроса о назначении памятника, однако из поля зрения исследователей выпали необычная его планировка, строгая ориентация и монументальность. Большую роль здесь, видимо, сыграл и тот факт, что в настоящее время почти всё сооружение находится ниже уровня современной дневной поверхности. Но при исследовании планировки здания сразу бросается в глаза её сходство с раннесредневековыми церквами Кавказа, Италии и ряда других областей. Так, церкви аналогичной планировки известны в V-VII вв. в Армении и Азербайджане.

4

pro-derbent 0008Полное сходство с планировкой данного крестообразного сооружения имеет мавзолей V в. в Равенне, а также целый ряд других раннехристианских церквей. Крестообразная планировка церквей вообще характерна для раннесредневекового Кавказа и вообще типична для VII в. Это позволяет по-новому взглянуть на назначение "крестообразной цистерны" цитадели. Планировка сооружения, его строгая ориентация, типичная для христианских культовых памятников, нахождение почти всего здания в раннесредневековое время на поверхности позволяет утверждать, что это, вероятно, раннесредневековая церковь Дербента. В пользу подобного мнения говорит и тот факт, что из пяти известных сейчас водохранилищ города ни одно не имеет столь необычной планировки. Не известны водохранилища подобной планировки и в других местах. Любопытно, что это сооружение ещё не отмечено на планах XVIII в., но имеется на плане 1810 г., что позволяет предполагать использование его в качестве водохранилища лишь с XVIII в. М.И.Артамонов в своё время правильно определил это сооружение как древнейшее среди архитектурных памятников цитадели Дербента, хотя и ошибался в его назначении.

Представляется вероятным, что два описанных монументальных памятника, связанных с христианскими древностями Дербента, являются ярким показателем широкого распространения здесь христианства и свидетельством, что Дербент был одним из крупнейших его центров, где мог находиться патриарх Кавказской Албании.

video baner 1 min

Отпуск дикарём !

Отпуск дикарём !

Для получения ни с чем несравнимых, незабываемых впечатлений многие люди выбирают отпуск дикарем, ко...

Особенности поездки в отпуск с детьми

Особенности поездки в отпуск с детьми

Появление в семье маленького ребенка - не повод отложить долгожданную поездку. Многие не рискуют бра...

Контакты