Древнейшие поселения и города в прикаспийском проходе

Спасаясь от иноземных завоевателей, боровшихся за обладание Дербентским проходом, коренное дагестанское население было вынуждено селиться в труднодоступных горных районах. Поэтому наиболее древние из существующих аулов Южного Дагестана расположены в горах.

Однако археологические данные свидетельствуют, что это было не всегда так. В далеком прошлом многие поселения располагались в наиболее благоприятной в природно- климатическом отношении зоне Южного Дагестана — на Приморской низменности.

Город на холме
Вид с крепости на современный Дербент

В Дагестане выявлен целый ряд поселений, относящихся к куроаракской энеолитической культуре.

Обычно эти поселения занимают вершины небольших естественных холмов, однако некоторые поселения представляют собой зольные холмы, возникшие на месте старых разрушенных построек (мощный слой строительных остатков и зольных прослоек).

Нельзя не отметить, что уже в более позднее время, когда Дербентский проход превратился в арену военных столкновений, вблизи того района, где обнаружены энеолитические поселения, существовали (в нижних предгорьях) населенные пункты, имевшие кроме естественных склонов холмов и искусственные оборонительные валы или стены.

Выявленные в приморских районах Южного Дагестана энеолитические поселения свидетельствуют, что эта территория была населена уже в III тысячелетии до н. э.

В I тысячелетии до н. э. дагестанские племена постепенно связывают связи с соседними народами. Особенно тесными эти связи были с народами Восточного Закавказья, которые вместе с южнодагестанскими племенами входили в состав одного из древнейших государств на территории нашей страны Кавказской Албании.

До недавнего времени на основании сведений древних авторов, сохранившихся надписей и анализа архитектурных сооружений было принято считать, что история Дербента насчитывает около полутора тысяч лет. Споры между исследователями велись лишь о том, какое из десятилетий VI в. считать началом истории Дербента, причем лишь некоторые авторы считали возможным отнести основание города к V в. нашей эры.

Но вот в начале 1970-х гг. в Дербенте начались серьезные археологические работы, и уже первые результаты раскопок, проведенных в 1971-1976 гг. под руководством А.А. Кудрявцева, оказались поистине сенсационными. Город сразу «постарел» более чем на тысячу лет (!!). Выявленные материалы дали возможность составить первое представление о досасанидской истории древнего Дербента, ранее совершенно неизвестной. Разведочные раскопы в цитадели города выявили культурные напластования средневекового, сасанидского, албано-сарматского и скифского времени.

Выявленные раскопками материалы свидетельствуют, что уже в VIII-VI вв. до н, э. на территории, позднее застроенной раннесредневековой цитаделью, существовало укрепленное поселение площадью 14-15 га. Это поселение частично выходило за пределы существующей цитадели на юге (по склону холма). С востока оно по краю холма было укреплено мощной стеной 4,5-5 м толщины из крупного грубообработанного камня. Обнаруженные в слоях VII-IV вв. до н. э. остатки этой стены высотой 0,7-1,4 м можно считать пока наиболее древними укреплениями в Дербентском проходе. Поселение существовало здесь и в албано-сарматскую эпоху (IV в. до н. э. — IV в. н. э.) вплоть до проникновения в район Дербента Сасанидов.

В начале III в. до н. э. в Иране приходит к власти династия Сасанидов, которая начинает упорную борьбу за овладение Восточным Кавказом, в том числе и Прикаспийским (Дербентским) проходом. В конце IV в. в Дагестан с севера вторглись кочевые племена гуннов, постепенно проникшие в приморские районы вплоть до Дербентского прохода. Кавказская Албания, где государственной религией было христианство, оказалась под двойным давлением — на юге неуклонно расширял свои владения Сасанидский Иран, насильственно насаждавший на Восточном Кавказе зороастризм, с севера участились набеги воинственных кочевников (язычников).

Во второй половине V в. н. э. Кавказская Албания прекратила существование как самостоятельное государство, она была включена в состав Сасанидского Ирана в качестве наместничества. Вместо многоплеменной Албании на Восточном Кавказе возникает целый ряд государственных образований. В пределах Южного Дагестана — это Дербент (приморская равнина), Таваспаран (бассейн реки Рубас) и Лакз (бассейны Самура и Гюльгеры-чай).

В середине I в. перестало существовать раздираемое внутренними противоречиями государство гуннов, однако появившиеся после его распада политические образования нередко продолжали именоваться гуннскими. Такое «царство гуннов» образовалось в VI в. на приморской низменности Дагестана, к северу от Дербента. «Царство гуннов» стало впоследствии составной частью Хазарского каганата, южная граница которого проходила по линии дербентских укреплений.

Стремясь укрепиться на Восточном Кавказе (в том числе и в Южном Дагестане), Сасаниды поселяли в укрепленных пунктах переселенцев из Ирана.

Что касается Хазарского каганата, то территория Южного Дагестана оставалась в основном за его пределами, хотя в отдельные периоды хазары проникали на юг и даже владели Дербентом. В конце VIII в. государственной религией в каганате становится иудаизм. В результате на территории Дагестана в раннем средневековье наряду с местными языческими верованиями сталкиваются такие влиятельные религии, как христианство, зороастризм и иудаизм.

Ранний период градостроительства в Южном Дагестане связан с эпохой Кавказской Албании. Моисей перечисляет 29 албанских городов. Некоторые из них (в том числе один из крупнейших городов — Албана) были расположены, по всей вероятности, в приморской части Дагестана. Одно из наиболее интересных, исследованных в последние годы албанских городищ (Торпах-кала) находится южнее Дербента близ станции Белиджи. Город площадью до 100 га обнесен валом высотой более 25 м и глубоким рвом. Сохранились остатки стен (сырцовый и обожженный кирпич) цитадели и четырех ворот.

Дербент макет города

Так как до последнего времени на Приморской низменности Южного Дагестана из древних городов был известен лишь Дербент, то его отождествляли почти со всеми упоминаемыми древними авторами городами и крепостями, предположительно расположенными в этом районе. Так, Аббас- Кули-ага Бакиханов высказал мнение, что Дербент являлся Албаной. Что же касается часто упоминавшегося древними авторами города Чор, или Чога, то его обычно все исследователи отождествляли с Дербентом. Однако, как писал в VII в. Моисей Калантуйский (Каганкатваци), Чор находился «недалеко от Дербента», был одним из главных городов Кавказской Албании и первой резиденцией албанского католикоса. Наместничество Чор в V-VI вв. было одним из центров распространения христианства на Восточном Кавказе. Лишь в середине VI в. под натиском хазар существовавший здесь епископат был перенесен в город Партав.

В последнее время среди исследователей получает все большее распространение точка зрения, что Чор (Чога) и Дербент- это два разных города, расположенных в Прикаспийском проходе (В. Г. Котович), хотя не все согласны с отождествлением Чора с Торпах-калой.

Южнее городища Торпах-кала в дельте реки Самура, почти на самой границе с Азербайджанской ССР, в лесных зарослях сохранилось городище Армен-кала, обнесенное кольцеобразным валом с остатками стен из сырцового кирпича, башнями и воротами из обожженного кирпича. Обнаружены также древние городища в районе Дербента и вблизи Мамед-калы.

Таким образом, на Прикаспийской низменности издавна существовали различные поселения, в том числе и укрепленные города.

Ссылка на основную публикацию