Комплекс ханского дворца построен на крутом рельефе, поэтому все его дворы (а их четыре) расположены на разном уровне и представляют собой искусственно выровненные террасы. Условия рельефа привели, например, к тому, что все корпуса, окружающие главный двор с бассейном, имеют с одной стороны двухэтажные, а с другой — одноэтажные фасады. Группа корпусов, объединенная большим двором (24,7 X X 28,4 м), наиболее интересна из всего дворцового комплекса. Двор с бассейном был парадной частью дворца. К западу от него размещался служебный двор, окруженный кладовыми, кухнями и т.д. Слева от входа в цитадель расположен последний двор, на который выходило здание для солдат постоянного гарнизона цитадели.
При перестройке ханского дворца для нужд русского гарнизона (первая четверть XIX в.) большая часть стен была разобрана и выложена заново. От XVIII в. сохранились фундаменты и цокольные части наружных стен корпусов, окружавших квадратный двор. Сохранился лишь один значительный фрагмент ханского дворца, который дает некоторое представление о мастерстве строителей дворца и о его архитектурно- художественных и стилистических особенностях. Это портал главного входа во дворец. Он представляет собой стрельчатую нишу (глубина — 58 см, ширина — 258 см), в которой устроен входной проем также стрельчатого очертания (ширина- 155 см). Верхняя часть фасадной стороны арочной ниши заглублена, в свою очередь, в прямоугольную нишу (глубина- 4 см), боковые стороны которой касательны в пятах к наружной стороне кривой арки, а верхняя — к ее вершине. Камни кладки стены, на которые опираются пяты арки, несколько выступают внутрь арочной ниши и фигурно обработаны в виде профиля, состоящего из полочки, полуовала и выкружки, причем полуовал с наружной стороны оформлен в виде полного круга.
Такой профиль в обработке пят арок характерен для дербентской архитектуры XVII — начала XIX в. и встречается в воротах комплекса Джума-мечети, в портале Кырхляр-мечети, в портале караван-сарая и др.
Следовательно, стилистически архитектура дворца Фет-Али- хана характерна для дербентской архитектуры XVIII в. Сложнее обстоит дело с типом дворца, его планировочной и объемно-пространственной композицией. В этом отношении ханский дворец — уникальная постройка Дербента. Бесспорно, что при его строительстве учитывался опыт создания подобных зданий в других ханствах Восточного Кавказа, а возможно, даже и в Персии, однако под влиянием местных архитектурных традиций и сложившихся типов жилища такой общераспространенный на Востоке тип здания, как ханский дворец, приобретает в каждом отдельном случае свои особенности. Так было, например, с дворцом шекинских ханов в Нухе, так, видимо, было и с ханским дворцом в Дербенте. Среди не сохранившихся дворцов местных феодалов Восточного Кавказа к дербентскому дворцу близок ханский дворец в Баку, который А. Салам-заде датирует XVIII в.
При сравнении планов ханского дворца в Дербенте и дома Имангул-бека бросается в глаза сходство их общей композиции и даже отдельных деталей (двор с бассейном). Несомненно, что оба этих здания строились в один период и, возможно, одними и теми же мастерами.
По-видимому, до сооружения дворца Фет-Али-хана типичным богатым жилищем в Дербенте был дом, подобный дому Ибрагим-бека (то есть с нерегулярной планировкой). Такие дома, многие из которых имели более правильную и законченную планировку, могли явиться одним из прототипов ханского дворца. Однако в планировке и объемно-пространственном построении дворца все типичные для такого дома элементы были организованы в законченную композицию с регулярным планом и строго симметричными фасадами, обращенными в сторону парадного двора. Дома же, подобные дому Имангул-бека, — это, по всей вероятности, уже результат обратного влияния архитектуры дворца на жилые постройки местной городской знати.