Здания и сооружения древнего Дербента

В кладке большинства сохранившихся ворот можно обнаружить слои, относящиеся почти ко всем основным периодам развития дербентской архитектуры. В этом отношении ворота представляют особый интерес, так как дают возможность проследить появление тех или иных форм дербентской архитектуры, например последовательность использования различных форм клинчатой перемычки. Наиболее ранняя форма — плоская клинчатая перемычка (ворота Кырхляр-капы, Орта-капы, Даш-капы), которая, возможно, восходит ко времени сооружения Дербентской оборонительной системы. Затем появляется и применяется в течение нескольких столетий стрельчатая арка, по-видимому, принесенная арабами.

ПассажВ начале XIX в. распространяется полуциркульная арка, причем, возможно, она появилась еще в первой половине XVIII в., когда в городе находился русский гарнизон. Приблизительно одновременно с ней, в XVIII-XIX вв., начинает применяться 120 лучковая перемычка. Десять ворот Дербента (не считая недавно разобранных Даш-капы), известных по описаниям и планам города XVIII-XIX вв., не сохранились до наших дней. Они исчезли в XVIII-XXвв. при сносе поперечных стен города, приморских участков стен и значительной части южной стены. В южной городской стене существовали несохранившиеся ворота: Енги-капы (III), Кубинские (II), ворота между башнями 50 и 51, Приморские ворота (I). В северной стене утрачены Приморские ворота (X), неясно местоположение упоминаемых Кантемиром ворот («без названия в степи»), располагавшихся где-то между Даш-капы и Приморскими воротами. Не сохранились также ворота деревянной приморской поперечной стены, ворота (XIV) нижней поперечной стены и двое ворот (XII и XIII) верхней поперечной стены.

Круглые башни, прикрывавшие подступы к цитадели Дербента с севера и юга, размещались на холмах вблизи цитадели. На планах 1720-х гг. к северу от Дербента показаны две башни, к югу — одна. Третья круглая башня к северу от цитадели была возведена в конце XVIII в. и играла большую роль в обороне города при осаде его русскими войсками в 1796 г.-ее пришлось брать штурмом этаж за этажом.

Ни одна из круглых башен в настоящее время не сохранилась. Однако из цитадели хорошо видны на холмах по другую сторону ущелья круглые возвышения, похожие на курганы. Это места, где были расположены три северные башни.

Морские стены, которые препятствовали обходу Дербента вдоль берега и образовывали гавань для стоянки судов, в настоящее время не сохранились. Не сохранились и городские стены на берегу моря.

История морских укреплений и искусственной гавани Дербента очень сложна. Она связана и с весьма значительными колебаниями уровня Каспия (влиявшими на сохранность стен и мола) и с неоднократными разрушениями и восстановлениями оборонительных укреплений Дербента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector