Хамам (баня)

Хамамы (бани) играли большую роль в древнем городе, являясь такой же его неотъемлемой составной частью общественной жизни, как и базары. Помимо санитарно-гигиенических функций, они служили местом сбора жителей, где можно было обменяться новостями, отдохнуть, провести время.

После превращения Дербента в мусульманский город, хамамы стали выполнять и ряд функций, установленных мусульманину шариатом (мусульманское законодательство) у который запрещает правоверному появление в мечети, совершение намаза (обязательная ежедневная пятиразовая молитва), чтение Корана и т.д. без омовения. И если частичное или малое омовение (мытье рук, ног, лица) мусульманин может совершить в домашних условиях, то полное или большое омовение совершается только в хамаме.

Ханские бани
Ханские бани

При отдельных хамамах существовали специальные сооружения, предназначенные для спортивных упражнений называемые «зорхана». Здесь молодежь занималась всякого рода физическими упражнениями перед мытьем в бане. «Баня это праздник тела», — говорили на Boстоке.

Характеризуя хамамы, академик И.А. Орбели писал: «…Бани на Кавказе, как и во всем Востоке, предмет особой заботы… Потому, что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле, продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматах и нардах».

Сколько было хамамов за долгую историю города, неизвестно. Многочисленные средневековые письменные источники не упоминают о них, видимо потому, что подобные сооружения для Востока были обычным, рядовым явлением.

До наших дней дошли остатки шести хамамов:

Хан-хамамы — в цитадели Нарын-кала
Базар-хамамы — на древней базарной площади, расположенной на 8-м магале
Месджид-хамамы — на 7-м магале, у Джума-мечети
Кызлар-хамамы (девичья баня) — на 7-м магале, у Джума-мечети
Кырхлар-хамамы — у ворот булагами
Хаджи-Тагы-хамамы — на 1-м магале

Из них в начале XX века действовали 4 бани: Месджид-хамамы, Кызлар-хамамы; Кырхлар-хамамы и Хаджи-Тагы-хамамы.

Хан-хамамы в цитадели Нарын-кала в 1806 году расположенным здесь русским военным гарнизоном была приспособлена под пороховой погреб, а Базар-хамамы была заброшена из-за ветхости.

В 50-х годах XX века действовали только две бани: Месджид-хамамы и Кырхляр-хамамы.

Сегодня действует одна баня — Кырхляр-хамамы.

Возведение (или перестройку) Хан-хамамы, Базар-хамамы, Месджид-хамамы и Кырхлар-хамамы специалисты относят к XV-XVII векам. Все хамамы в архитектурно-планировочном решении представляют собой установившийся веками традиционный тип восточной (называемой в народе персидской) средневековой бани. Они имеют, в общем единую объемно-пространственную композицию и отличаются только размерами и незначительными элементами планировки и конструкции.

Баня у ворот Кырхляр-капы. XVII в. Разрез и план.

Это традиционные для Востока сводчато-купольные сооружения, на две трети заглублены в землю и освещаются через световые фонари (окна) в перекрытии. Всё здание бани перекрыто хорошо продуманной системой сводов и куполов, которые создают взаимосвязанную и уравновешенную конструкцию.

Стены и купола сооружения выложены из местного ракушечника. Полы застланы большими каменными плитами. Разнятся сохранившиеся в городе хамамы только размерами (от 300 до 600 кв. м.) и отдельными элементами архитектурных конструкций. Бани состоят из двух отделений: холодного, предназначенного для раздевания и отдыха и горячего, предназначенного для мытья.

Холодное отделение, как правило, крестообразной формы. Квадратная зала, образуемая от пересечения лучей креста, перекрыта каменным куполом, имеющем на вершине световой фонарь, дающий верхний свет. В центре зала устроен бассейн с холодной водой. В ней ополаскивают ноги после купания, перед одеванием. Лучи креста образуют довольно глубокие (2-3 м) ниши, перекрытые стрельчатыми сводами. Пол ниш приподнят над уровнем пола залы. Здесь раздеваются.

Из первого зала узкий коридор ведет в горячую часть бани, состоящую из центрального зала и нескольких (4-8) перекрытых сводами и куполами отсеков, сгруппированных вокруг него. Горячая часть бани освещается световым фонарем в куполе центрального зала. В одной из боковых секций на уровне пола устроен квадратный бассейн для купания. За торцовой стеной этой секции находятся водоемы с горячей и холодной водой. Воду для купания черпают ковшами через небольшие арочные отверстие в стене.

В бане устроена очень рациональная система нагрева воды и обогрева моечного отделения. Нагретый воздух и дым от топки разводится по каналам, проложенным под полом моечного отделения, обогревая его.

«О художественном облике дербентских бань, — пишет профессор С.О. Хан-Магомедов, — нельзя составить даже отдаленного представления, не побывав в их интерьере. Снаружи эти монументальные сооружения вообще не производят впечатления сколько-нибудь значительных архитектурных объектов: скромный портал, глухие невысокие стены и плоская кровля, над которой возвышаются верхние части куполов. Совсем иное впечатление производит интерьер бань. Верхнее освещение (через отверстия в сводах и куполах) четко выявляет общую пространственную структуру всех помещений. Соотношение света и теней создает здесь особое впечатление пространства… Купола, своды, арки, арочные ниши в совокупности образуют как бы сложное единое пространство, размеры которого зрительно кажутся больше благодаря верхнему освещению. Своды и купола не только не давят, но как бы парят, создавая ощущение пространственного, полного света и воздуха величественного интерьера».

Бани связаны с близлежащими к ним булагами, откуда по подземным каменным желобам и гончарным трубам получали воду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector