Кавказ и Лермонтов

Отношение Лермонтова к кавказцам и взаимная любовь горцев к русскому поэту
В стихах Михаила Лермонтова, которые он написал в 1830 году, есть строчка «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ». Именно её приводили в качестве примера отечественные литературоведы, которые называли классика русской литературы «певцом Кавказа». В этом регионе Михаил Юрьевич прожил довольно долго.

Многие произведения и дневниковые записи поэта посвящены горцам – людям, которых Лермонтов уважал, как гордых и воинственных личностей, живущих без мелочного интриганства, раздражавшего литератора в светском обществе.

Селение Шуни
Архитектура селения Шуни, Лакский район.

Перед своей гибелью Михаил Юрьевич написал небольшой очерк «Кавказец», герой которого является неким обобщённым психологическим портретом военного из местного населения, служащего русскому императору. В жителях Кавказа поэт замечал любопытные черты. Он писал о человеке, которому не интересно утончённое светское существование горожан. Кавказец отдаёт предпочтение простому способу жизни. Он не разбирается в истории Российской империи. Политика его тоже не интересует. Зато старинные предания своего народа ему не безразличны.

К войне на Кавказе Лермонтов относился противоречиво. Он считал её ужасным явлением. В своих произведениях поэт писал о ней правду. Михаил Юрьевич чувствовал страдания свободолюбивого и мирного кавказского населения. Но он был военным и давал присягу Родине, поэтому мужественно сражался и принимал участие в операциях командования. Об этом можно судить по многочисленным официальным донесениям.

Отношение Кавказа к Лермонтову

Кавказ сыграл большую роль в судьбе Лермонтова и в его творчестве. Жители этого региона уважали Михаила Юрьевича за то, что он уделял им много внимания в своих произведениях, но иногда горцам не нравились такие определения поэта, как «злой чечен». Максим Максимыч из «Героя нашего времени» не любил представителей осетинской национальности. Кавказцы часто отождествляли героев Лермонтова с самим поэтом. Много горцев представлены у Михаила Юрьевича достойными и привлекательными людьми. К своим соотечественникам он относился более критично, например, к «лишнему человеку» Печорину.

Более 100 лет назад в статье известного осетинского общественного деятеля Гаппо Баева было написано, что Пушкин вызывает благодарность и уважение у горцев, а Лермонтова они сделали чуть ли не национальным героем, которого кавказцы безгранично любят и преклоняются перед его талантом.

Власти города Грозный дали имя поэта своему русскому драмтеатру. В Чеченской республике есть Лермонтов-Юрт – селение, расположенное рядом с легендарным Валериком. Родственник поэта Хастатов владел имением в чеченском Парабоче. Сюда часто приезжал Михаил Юрьевич. Здесь он узнал много интересного о быте местного населения. Пятигорск и Тамань известны своими музеями классика русской литературы.

Гоор прекрасен!
Гоор прекрасен!

В кавказской легенде о знаменитом мятежном имаме Шамиле рассказывается о Лермонтове, сражающемся с его отрядом. Когда же он услышал стихотворение Михаила Юрьевича (скорее всего, речь идёт о «Выхожу один я на дорогу»), то сказал, что его автор – пророк и поинтересовался, жив ли Лермонтов. После того, как Шамиль узнал, что поэт является русским офицером, и что его застрелил соотечественник, то произнёс: «Богата страна, убивающая таких сыновей».

Поэт, хоть и воевал с кавказцами, но много горцев приняли Лермонтова за «своего». Скорее всего, такое отношение к классику русской литературы сложилось у местного населения потому, что поэт любил жителей Кавказа, уважал их ценности и принял культуру, отголоски которой можно найти во многих его произведениях.

Ссылка на основную публикацию