Казем-бек Мирза Мухаммед Али Хаджи-Касым-оглы (хаджи) появился на свет 22 июня 1802г. Его отец, Хаджи-Касым, был уважаемым в Дербенте религиозным деятелем, а мать, Шараф-Ниса — дочерью Рештского губернатора Мирза Багир-хана. Мальчик с детства проявлял способности к учёбе, сначала обучался под чутким вниманием отца, а затем им занялись дербентские учёные богословы, преподававшие ему Щ арабскую грамматику, мусульманское законоведение и| юриспруденцию. Истинная увлечённость учёбой помогала Казем-беку с лёгкостью постигать и в совершенстве овладеть турецким, арабским и фарсидским языками. Своё первое сочинение на арабском языке он написал в 17 лет. Оно называлось «Опыт грамматики арабского языка». Не прошло и года, а уже были готовы, написанные им же шарады на арабском и фарсидском языках — «Муамма ва Лугаз».
Вскоре в 1820г. семье мальчика пришлось покинуть родные места. Это случилось из-за того, что на верх влиятельных горожан, в том числе и на шейх-уль-ислама Хаджи-Касыма, в результате доноса местного жителя было сфабриковано обвинение в деятельности против Российской империи в пользу Персии. По решению суда семья Казем-бека должна была выехать в Омск, но прислушавшийся к недовольствам жителей, могущественный генерал Ермолов, оставил семьи в Астрахани.
Здесь Мухаммед-али начинает заниматься преподавательской деятельностью, чтобы хоть как-то помочь своим родителям. Он даёт уроки арабского и персидского языков, сам же постепенно обучаясь английскому у некоторых своих учеников. Среди них оказываются шотландские миссионеры-христиане, влияние которых было столь сильным, что перевернуло мировоззрение юноши. Борясь с самим собой, после основательных раздумий и долгих колебаний М.Казем- бек становится христианином. Эта неслыханная дерзость, особенно по отношению к своему отцу, заставляет семью, родственников, друзей и знакомых прекратить с ним всякое общение, а мечеть предаёт его анафеме.
Взбудоражив своим поведением не только мусульманскую общественность, но и многих других, Казем-бек попадает в поле зрения властей. Ведь молодой человек из семьи ссыльных, имеющий заслуженное почитание среди законоведов и юристов, но попавший под влияние иностранцев, не мог не привлечь внимания политических деятелей, которые начали активно действовать. Их действия были направлены на разъединение молодого человека с его иностранными друзьями. Это выразилось в том, что генерал Ермолов и министр иностранных дел России граф Нессельроде добились назначения его учителем восточных языков в Омское Азиатское училище.
Итак, 23-летний учитель отправляется в Сибирь. Проезжая мимо г.Казани, он делает недолговременную остановку, чтобы ознакомиться с методами преподавания и профессорско-преподавательским составом Казанского университета. Специалисты университета сразу заметили талант Казем-бека и познакомили его с ректором университета, а также профессорами Н.А.Фуксом и Х.Н.Френом. Эта встреча оказалась судьбоносной, так как, прожив в Омске не более года, Казем-бек был направлен обратно в Казанский университет, добившийся его перевода в связи с нехваткой преподавателей восточных языков. А после того, как университет возглавил известный математик Н.И.Лобачевский, Казем-бек становится заведующим кафедрой турецко-татарского языка.
В Казанском университете молодой учитель помимо преподавательской деятельности занимается научными исследованиями в области языковедения, филологии и востоковедения. Его труды становятся известными и вызывают огромный интерес среди учёных. Они приобретают популярность не только в пределах России, но за границей. В связи с этим, высоко оценив его деятельность, Британское Королевское Азиатское общество в Лондоне делает его действительным членом своей организации. За написанную им «Грамматику турецко-татарского языка» М.Казем-беку в 1839г. присуждается Демидовская премия за «труды, оказывающие помощь в преуспевании наук, словесности и промышленности в своём Отечестве». Слава и известность молодого учёного быстро растёт. Его работы печатаются в лучших научных изданиях и переводятся на иностранные языки, а Казанский университет присуждает ему звание адъютант- профессора.
Но у популярности была и оборотная сторона,» заключавшаяся в недоверчивом отношении к нему властей, преследовавших его всю жизнь. Об этом он пишет академику Х.Н.Френу следующее: «Я задумываюсь над вопросом, почему я столь сильно отличаюсь в глазах начальства от моих коллег- сослуживцев? …Мне кажется, что я всеми забыт и оставлен…. Недавно господин Пушкин (речь идет о тогдашнем попечителе Казанского учебного округа Мусине-Пушкине) сказал мне, что министр не любит меня. Я равнодушен ко всему этому».
Но эти подозрения не имели под собой никакой основы, так как он всегда говорил о России с почитанием и особой гордостью. А женитьба на девушке, семья которой несколько лет прожила в Англии, ещё более усугубила положение учёного. Поэтому власти дают отрицательный ответ на его переезд в Петербург, где были наиболее хорошие условия для научной деятельности, чем в провинциальном городе.Лишь в 1849г. Казем-бек получает разрешение на переезд в Петербург, о чём он упоминает в своём письме академику Б.А.Дорну: «Мой переезд в Петербург и моя работа в Академии все ещё остаются далеко не разрешенными, и в известной степени дезорганизуют, хотя планов у меня очень много….Какие вопросы и преткновения могут стать на моем пути? У меня нет мнения оставить Россию, я стал христианином. Мысли мои направлены к выполнению моего долга перед обществом, перед наукой».
Вскоре его восточный факультет приобретает большую известность. О нём начинает печатать пресса. Так журнал «Отечественные записки» сообщает: «Всем известно, что восточное отделение философского факультета Казани есть не только первое между русскими учебными заведениями, но даже занимает одно из почетных мест в кругу подобных заведений и ученых азиатских обществ всей Европы. Взгляните на страницы Лондонского «Азиатского журнала», там увидите, как думают в Европе о казанских ориенталистах, богатых своими знаниями, но издающих свои дельные сочинения без шума, без истовых возгласов».
В середине Х1Хв. Казем-бек приказом министра народного просвещения всё-таки был переведён в Санкт- Петербургский университет. Но до отъезда Казем-беку вручили диплом Почётного члена Казанского университета, в связи с чем, его друзья и знакомые организовали прощальный обед.
В Петербурге успех и удача сопутствуют ему на каждом шагу. Так, в феврале 1850г. Казем-бека избирают действительным членом Российского географического общества. Лишь через несколько месяцев Азиатское общество в Париже, оценив его научные достижения, присуждает ему звание ординарного члена общества. А за свой известный перевод «Дербенд-наме» учёному повторно вручают Демидовскую премию Российской Академии наук и специальную золотую медаль королевы Британии. Знакомство с этим произведением (Дербенд-наме) у учёного состоялось с юных лет о чём он пишет в предисловии к своему труду: «Когда я был мальчиком 14 лет, я хорошо помню, как совместное чтение Дербенд-наме, сопрвождавшееся пояснениями и замечаниями, занимало в течение нескольких дней внимание маленького кружка любознательных и полуцивилизованных молодых людей Дербента, которые — и это делает им честь — проводили скучные часы зимних вечеров, собираясь вместе и забавляясь чтением древних рукописей, популярных рассказов, повестей и литературных вымыслов относительно древностей Азии, деяний древних героев и подвигов знаменитых искателей приключений». Получил он Демидовскую премию и в третий’ раз за то, что разработал «учебное пособие для временного курса турецкого языка в Имперской Военной Академии», став единственным троекратным обладателем этой премии.
Кроме преподавательской и научно-исследовательской работы Казем-бек занимался различными реформаторскими нововведениями. Для углубленного изучения восточных языков он, как прогрессивный деятель, разрабатывает программу нового факультета мусульманских языков в Санкт-Петербургском университете, которая нашла положительную оценку в глазах Министра народного просвещения России А.С. Норова. Открытие нового факультета в Санкт-Петербургском университете, деканом которого был избран Казем-бек, дало толчок более усиленному распространению и изучению восточных языков.
Стремление Казем-бека издавать специальный востоковедческий «Азиатский журнал» не нашло откликов среди властных структур. Как и не был претворён в жизнь его проект объединения всех восточных факультетов университетов России и Азиатского института Министерства иностранных дел с факультетом восточных языков Санкт-Петербургского университета.
В 1859 г. Казем-бек настаивает на освобождении от должности декана факультета восточной словесности. Эта просьба была основана на том, что учёный хотел теперь уделять всё своё время научной деятельности. Но, Совет Санкт- Петербургского университета, организовав тайное голосование по поводу оставления Казем-бека на следующие 5 лет в должности преподавателя, в письменном уведомлении сообщил, что «…по окончании баллотировки оказалось, что действительный Статский Советник Казем-бек получил 20 избирательных шаров, не имея ни одного неизбирательного». А в октябре 1860г. Совет Санкт-Петербургского университета организовал празднование 40-летия научно-педагогической деятельности Казем-бека.
В день 50-летнего юбилея Санкт-Петербургского университета 18 мая 1869г. Казем-бек и академик Дорн в связи с их особыми заслугами были удостоены учёной степени доктора восточной словесности. «Журнал Министерства народного просвещения» об этом писал: «50-летний юбилей С.-Петербургского университета совпадает с пятидесятилетием авторской деятельности Казем-Бека, обогатившего отечественную, западноевропейскую и мусульманскую литературу множеством ученых трудов, из коих, только им одним в целой Европе и могли быть совершены с тем знанием дела, которым они отличаются».
В этом же году резко подорвалось здоровье учёного. Лечение, которое он проходил на минеральных водах Германии, у парижских и лондонских врачей не оказало особой помощи здоровью. И 27 ноября 1870г. Россия потеряла талантливого учёного и благородного человека — М.Казем-бека. Его тело было доставлено в Павловск и захоронено со всеми почестями в присутствии знаменитейших учёных, его учеников и студентов, друзей и родных.
О его кончине написано было множество некрологов в газетах и журналах. Вот один из них: «Мирза Александр Касимович Казем-Бек был замечательнейшей личностью нашего времени, как историей своей жизни, так в особенности по необыкновенным своим дарованиям и глубокой учёности» Он ушёл, но после него осталось огромное собрание капитальных трудов, являющихся научным наследием. Казем- бек был удостоен несметного количества наград и званий, не только в России, но и за рубежом.
Вклад Казем-бека в Российскую науку был высоко отмечен профессором Санкт-Петербургского университета, историком русского востоковедения В.В.Григорьевым: «Многочисленные работы М. Казем-Бека дают ему неотъемлемое право считаться патриархом ориентализма в России.
Мирза Казем-Бек — одна из самых замечательных в настоящее время личностей не только у нас, но и в целой Европе и целой Азии, азиатец с глубоким мусульманским образованием соединяющий основательное знакомство как с арабским, персидским и турецким, так и английским, французским и русским языками, и на всех шести писавший и печатавший».
Казем-бек, учёный с мировым именем, основатель российского востоковедения, прожил долгую, интересную и сложную жизнь. Он являлся членом-корреспондентом Российской Академии наук и Американского общества ориенталистов, действительным членом Британского королевского, Ирландского и Парижского азиатских обществ, членом Копенгагенского и Германского обществ ориенталистов и Американского философского общества.