Кровная месть — это страшный обычай решения вопросов в конфликтных ситуациях. Страшный не только потому что в результате происходит, но и тем что возникает ситуация когда люди не видят другого решения.
Обычай кровной мести появился очень давно. Во времена, когда понятие «государство» еще не было таким как сейчас и определяло лишь территорию, на которой живут люди говорящие на каком-либо языке. А «право» означало только право у сильного. Обычай кровной мести представляет из себя правовой принцип, существовавший в государствах, которые не могли закрепить за собой монопольное право на насилие.
Кровная месть предполагает, что за смерть соплеменника или потерю имущества следует добиваться такого же, равного наказания обидчику или общине обидчика. Вред имущества за имущество. Вред здоровью или материальную компенсацию за вред здоровью. За убийство – смерть виновнику или члену его семьи. Последнее положение ставит убийцу перед фактом, что избежать наказания бегством не удастся, может пострадать кто-то из членов его семьи. Обычай страшен еще тем что, отомстить могли не одному, а нескольким родственникам убийцы. И тут эта кровавая карусель шла на следующий круг.
Особенность кровной мести у кавказских народов выражалась тем, что это был четко сформулированный устный свод правил, который определял многие нюансы жизни кровников.
Например, они не могли проживать в одной местности. Пострадавшая семья клялась исполнить кровную месть. Это четко понимал виновник и если не хотел кровопролития или сдавался или, продавая (бросая) все имущество быстро старался скрыться со всей семьей. Уезжал куда подальше, туда, куда никто из соседей никогда даже случайно не забредёт.
Кровная месть не имела срока давности. Это означало, что вести об обнаружении где-либо виновника обязывала мужчин рода ехать туда, искать убийцу и исполнять наказание. Что характерно делалось это тоже демонстративно, что бы все знали, как и почему это произошло.
Таким образом, колесо мести вертелось бесконечно, унося самых сильных, способных членов общества. Может поэтому на Кавказе до сих пор рождению в роду сыновей радуются больше.
Когда мужчины в роду кончались, в дело могли вступать женщины. Могли, означает, имели право и видимо вступали в него.
Мотив кровной мести мог быть разным. Наказать смертью могли не только за убийство, но и за унижение, за обиду, за имущество и т. д. Пострадать мог не один человек, а несколько. Родственники до объявления примирения не общались, избегали друг друга, старались не появляться в одних местах, разрывали соседские отношения и конечно, не вступали в брак.
Прощение кровной мести, примирение, конечно, было возможным. Виновная сторона, всей семьей выказывала смирение и уважение семье погибшего, носила вместе с ним траур, предлагала выкуп. Есть еще описания, что убийце предлагали побрить голову и бороду. Это считалось позором и, делал это кто-то из семьи пострадавшего. Однако в этот момент бреющий мог не случайно порезать виновника и исполнить кровную месть. В какой степени это легенда правдива, судить не возьмусь.
Если примирение достигалось, то для закрепления его могли применяться аманаты. Аманатами выступали малолетние дети, которыми могли обменяться семьи, чтобы гарантировать безопасность остальным членам семей. Они жили в чужой семье как родные. Но в случае нарушения примирения их могли казнить. По достижению совершеннолетия дети возвращались в родную семью.
Применение кровной мести началось еще в первобытном обществе. И сохранялось до 20 века во всех обществах. Дольше всего применение кровной мести продолжалось на Сицилии (вендетта) и на Кавказе. В художественной литературе с последующей экранизацией хорошо известны такие произведения как «Ромео и Джульетта», «Крестный отец», «Граф Монте-Кристо».
На Кавказе и сейчас можно встретить проявления кровной мести, они потом квалифицируются в отдельные уголовные дела, но общество продолжает считать их справедливыми. Видимо это от недоверия к судебной системе.