Культура небольшого народа — табасаранские ковры

Окна старых табасаранских жилых домов имели массивные деревянные коробки без переплетов и стекол и закрывались изнутри деревянными ставнями на шипах. Наиболее распространены окна с двумя прямоугольными проемами размером 25 X 50 см или 30 X 60 см (общие размеры коробки равны 100 X 120 см). Встречаются и другие типы окон с прямоугольными проемами — трехпроемные, однопроемные. Реже попадаются квадратные однопроемные окна.

Табасаранский ковер
Табасаранский ковер

Для придания фасаду дома большей выразительности народные мастера умело пользуются различными типами окон. Так, например, часто центральное окно второго этажа делают трехпроемным или однопроемным для выделения его среди других, двухпроемных, чем сильнее подчеркивается симметричная композиция фасада. Иногда однопроемными делают боковые окна, оставляя центральное двухпроемным, и т. д.

Наружные и внутренние двери старых домов имели массивные деревянные коробки с проемом арочного очертания высотой 150-180 см. Створки дверей сколачивались из нескольких толстых досок.

Наряду с наиболее распространенным типом табасаранского жилого дома середины XIX в. тогда же появился второй тип — дом с лоджией в центре этажа.

Хотя большинство табасаранских домов середины XIX в. было одинаковым по типу и размерам, социальное и имущественное неравенство ярко сказывалось в это время в архитектуре жилого дома. Дома зажиточных хозяев выделялись тесаной каменной кладкой и деревянными деталями фасадов (окна, двери, консоли карниза, столбики лоджии и др.) и интерьеров, покрытыми орнаментальной резьбой, стоимость которой часто была выше стоимости постройки самого дома. Вместе с тем прекрасные резные детали имели и дома, принадлежавшие самим мастерам-строителям.

Среди наиболее интересных жилых домов середины XIX в., имеющих резные деревянные детали, можно назвать дома Курбанова в ауле Цудук, Магомедова в Хиве, Исмаилова в Чувеке и др. К сожалению, многие из них искажены пере- 242 стройками или находятся в полуразрушенном состоянии.

Наряду с общераспространенным типом крестьянского жилого дома в табасаранских аулах строились и своеобразные «дворцы» местных богатеев и знати. Примером может служить дом Герейханова — старшины селения Хив.

Планировка его обычная, то есть имеет трехчастное деление. Второй этаж состоит из четырех жилых комнат, расположенных вокруг лоджии в виде буквы П. Каждая комната связана с лоджией дверью, обрамленной резной прямоугольной коробкой. Подъемные ставни лоджии имеют оригинальную конструкцию. В первом этаже под лоджией расположен небольшой крытый дворик, выходящий на фасад двумя арками.

В доме Герейханова значительно более обширные помещения, чем в обычных типовых домах. Заслуживают внимания интерьеры второго этажа, особенно кунакской. Ее стены отделаны резными деревянными панелями, потолок также почти сплошь покрыт резьбой (резные балки и нащельники).

В середине XIX в. деревянные элементы фасада и интерьера табасаранского жилого дома, как правило, подвергались художественной обработке. Кладка же фасада, состоявшая из грубо отколотых камней, служила как бы фоном, на котором выделялись резные элементы — двери, окна, консоли карниза, прокладки.

Расцвет искусства художественной обработки дерева падает на вторую половину XIX в. Причем народные мастера никогда в точности не повторяли формы архитектурных деталей, каждый табасаранский жилой дом середины XIX в. имеет свои оригинальные детали. Больше того, даже в архитектуре одного дома никогда (например, в однотипных окнах) не повторялся один и тот же рисунок орнаментальной резьбы.

Наряду с окнами, дверьми, консолями карнизов и под балками столбов художественную обработку получали и другие деревянные элементы жилого дома: балки и нащельники потолка, верхняя часть деревянной лестницы, ведущей на второй этаж, подъемные ставни лоджий и окон, декоративные вставки в кладку фасада, деревянные прокладки стен.

Большое развитие в табасаранской архитектуре получило и искусство художественной обработки камня. Однако основной сферой применения этого искусства были мечети и каменные надгробные памятники.

Табасаранский ковер, день города 2015 год
Табасаранский ковер, день города 2015 год

Одним из редких примеров, когда резной камень играет роль основного средства архитектурно-художественной выразительности фасада, является дом Дженгереева в ауле Ляхля, построенный в 1864 г. Фасад его не имеет ни одной деревянной детали. По общему композиционному построению фасада дом Дженгереева во многом похож на канонический тип табасаранского жилого дома середины XIX в. с той, однако, разницей, что здесь вместо деревянных деталей применены каменные (фигурные или покрытые резьбой в виде растительного орнамента).

В конце XIX в. в табасаранском зодчестве намечается общий упадок искусства художественной обработки дерева, а в начале XX в. деревянная резьба почти полностью исчезает из табасаранской народной архитектуры. В жилых домах появляются филенчатые двери и окна со стеклом, коробки окон и дверей уже не делают такими массивными и с широкими полями. Дерево все более и более исчезает с фасада жилого дома, в то же время развивается техника обработки камня: тесаная кладка, профилированные карнизы, кронштейны, арки.

С изменением конструкций и внешнего облика табасаранского жилого дома изменялся и его архитектурный декор. Широкие поля массивных дверных и оконных коробок старых домов предоставляли народным мастерам большие возможности для орнаментальной обработки. Появление окон и дверей с узкими коробками и большими прямоугольными проемами, а также каменных профилированных карнизов привело к постепенному отмиранию искусства художественной обработки дерева. Деревянный декор на фасаде жилых домов начал уступать место каменному декору. В кладку вставлялись резные камни, а в тех селениях, где кадры мастеров — резчиков по дереву были значительны, искусство художественной обработки дерева находило применение в резьбе, покрывающей измененные по форме деревянные коробки, переплеты окон и дверей. Интересны относящиеся к 1880-м гг. дома переходного типа, в которых применение каменного декора сочеталось с резьбой по дереву (например, дом Алиева в ауле Яраг).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector