Квартальная мечеть. Кырхляр-мечеть — расположена у ворот Кырхляр-гапы. Отсюда и название мечети.
Это одноэтажное здание в плане представляет собой прямоугольник (18 х 10 м) вытянутый с запада на восток. Центральная часть здания перекрыта стрельчатым каменным куполом, диаметр которого составляет 7 метров. Боковые части (западная и восточная) перекрыты четырьмя (по два на каждой части) полусферическими куполами. Над плоской кровлей выступает только центральный купол. Все пять секций, образованные куполами посредством стрельчатых арок, опираются на пилястры в боковых стенах и две квадратные колонны внутри здания.
В толще западной стены устроена вестница, ведущая на крышу, откуда, из-за отсутствия минарета, муэдзин призывал правоверных к молитве. Освещается мечеть четырьмя окнами в основании центрального купола и двумя окнами на восточной стене.
Фасад здания, выполненный из хорошо отесанного местного ракушечника, очень прост. Гладкая без всяких художественных элементов стена заканчивается карнизом. Единственным художественно-архитектурным элементом фасада является расположенный в центре входной портал.
Здание мечети украшают несколько интересных надписей. Из надписей явствует, что мечеть сооружена в 1036 году хиджры правителем Дербента Карахан-беком Суважлу по велению персидского шаха Аббаса I (1521-1629 гг.). Видимо, поэтому в отдельных письменных источниках мечеть называется «Мечеть шах-Аббаса».
Интересен и тот факт, что дата в надписи, кроме мусульманского, обозначена и по восточному календарю — «год барса». Это единственный случай среди многочисленных надписей города.
Здание мечети неоднократно подвергалось ремонту, о чем говорят многочисленные резные надписи в разных её частях.
Из надписей следует, что здание мечети, в силу неизвестных обстоятельств (возможно землетрясения) было разрушено, а затем восстановлено на пожертвования верующих весной 1712/3 года.
Особо уникален михраб мечети, представляющий собой оригинальную резьбу в виде растительного орнамента и каллиграфической надписи цитат из Корана на алебастровой штукатурке, называемой «штук» («стук»). Подобных высокохудожественных работ, представляющих собой замечательный памятник декоративно-прикладного искусства в Дагестане, специалисты насчитывают единицы, что придает этому архитектурному памятнику особую уникальность.