Общественный центр старого Дербента — факты

Мы располагаем документальными фактами о планировке и застройке Дербента, начиная с первой половины XVII в. (сведения Олеария). До этого времени говорить о месторасположении и структуре центрального комплекса города можно во многом лишь предположительно.

В Дербенте XVII — XIX вв., когда город уже не имел гавани и порта, три комплекса могли претендовать на роль общегородского центра: цитадель с дворцом феодального правителя, комплекс главной мечети города (Джума-мечети) и торговый комплекс (караван-сараи, рынок, лавки и т. д.), как правило включавший в себя и бани.

Дербент в первой половине 19 в. Рисунок Г. Гагарина
Дербент в первой половине 19 века рисунок Г. Гагарина

Сам характер планировки дербентской крепости фактически исключал возможность превращения дворцового комплекса цитадели в общегородской центр. Он не только не был расположен в окружении жилых кварталов (как это было характерно, например, для Баку), но и вообще доступ к цитадели со стороны верхней части Дербента был затруднен крутым склоном. Поэтому улицы вблизи цитадели поднимались вверх зигзагами и основная дорога к восточным воротам цитадели шла от ворот Джарчи-капы.

Два других комплекса — культовый и торговый — издавна сложились в верхней части города между двумя транзитными дорогами, проходящими с севера через ворота Джарчи-капы (к Баят-капы) и Кырхляр-капы (к воротам III). Они были связаны между собой торговой улицей и составляли вместе развитый в направлении восток — запад двухцентровый общественный комплекс города.

Что касается культового центра города, то он, безусловно, издавна находился в районе Джума-мечети. Возможно, здесь располагался в XIV — XV вв. и общегородской центр, к которому вели парадно оформленные именно в это время ворота Орта-капы.

Сложнее обстояло дело с местоположением торгового центра в различные периоды жизни города. Вполне вероятно, что в IX — X вв., когда Дербент был крупнейшим портом на Каспийском море, его торговый комплекс располагался вблизи гавани. В дальнейшем в связи с сокращением площади застройки в городе (особенно в его нижней части) торговый центр, по-видимому, переместился в среднюю часть города и размещался где-то между воротами Кырхляр-капы и Даш- капы. На рисунке Олеария в этом районе изображены остатки каких-то сооружений, напоминающих караван-сараи, а на планах начала 1720-х гг. на этом же месте изображен крупный караван-сарай (возможно, тогда уже не использовавшийся), вход в который устроен с востока.

В XVI — XVII вв., когда территория, занятая застройкой, еще больше сократилась, общегородской торговый центр переместился в верхнюю часть города и сформировался западнее Джума-мечети, которая вообще оказалась расположенной на восточной границе застроенной части города.

На этом месте на всех чертежах 1720-х гг. изображен развитый торговый комплекс, состоящий из двух связанных между собой и окруженных торговыми лавками площадей, к которым примыкают три караван-сарая. От торгового комплекса к Джума-мечети шла главная улица города (длиной до 150 м), на всем протяжении с обеих сторон обстроенная торговыми лавками.

В XVIII веке, когда была уже полностью застроена средняя часть города, торговый центр оказался удаленным от большей части жилых кварталов.

В конце XVII — начале XIX в. сформировался новый торговый центр вблизи ворот Кырхляр-капы вдоль улицы, ведущей к Джума-мечети. Он включал в себя три караван-сарая и многочисленные торговые лавки, а также две мечети, бани и родник.

Улица, идущая от ворот Кырхляр-капы к Джума-мечети, становится главной. Этому, видимо, способствовал и снос верхней каменной поперечной стены, отделявшей комплекс Джума-мечети от средней части города. Главным входом во двор Джума-мечети становятся восточные ворота, в то время как в XVIII веке основной подход к мечети был с запада, со стороны старого торгового центра.

Ссылка на основную публикацию