Кроме двух городских стен, северной и южной, тянущихся от расположенной на вершине Дербентского холма цитадели Нарын-кала до моря, существовали и поперечные стены, которые отделяли обжитую часть города от незастроенной. Подобная планировка усиливала оборонную мощь крепости.
Одни авторы сообщают о трех частях, на которые был разделен город поперечными стенами, другие — о четырех частях, третьи пишут о двух каменных поперечных стендах и одной деревянной в приморской части (Дубара).
Подобное многообразие сообщений свидетельствует о неодновременности сооружения поперечных стен.
Считается, что ко времени прихода в Дербент арабов (VIII в.) существовала одна поперечная стена, от Орта-капы на южной стене до Кырхляр-капы на северной. Причем безопасные южные ворота, Орта-капы, вели в обжитую часть города, а наиболее опасные ворота северной стены, Кырхлар-гапы, оставались за поперечной стеной. В эту стену уперлась восточной стороной Джума-мечеть, построенная арабами в 115 году хиджри (733/4 гг. н.э.). Об этой поперечной стене упоминает и источник XI века. Эта стена обозначена и в планах города, составленных в 20-х годах XVIII века. За это время, видимо, стена претерпела не одну реставрацию. Одна из них была проведена в XVII веке, о чем свидетельствует надпись над внутренним проёмом восточных ворот, ведущих во двор комплекса Джума-мечеть, которую специалисты относят к воротам поперечной стены, где упоминается имя персидского шаха Аббаса I (1587-1629 гг.).
Шах Аббас I в начале XVII века, восстанавливая, пришедшие в ветхость крепостные сооружения города, построил восточнее существовавшей ранее поперечной стены еще одну, от ворот Губа-капы на южной стене до ворот Даш-капы на северной, причём городские ворота остались за пределами стены.
Таким увидел город немецкий дипломат и путешественник Адам Олеарий в 1638 году: «…В нем (городе) различают три части. Высшая из них это замок на горе. Здесь живет наместник… Средняя часть населена… Нижняя часть, длиной в 2000 простых шагов, совершенно лишена домов и имеет лишь немного садов и пашен».
С развитием города в пространстве между стен, от цитадели к морю, первая поперечная стена к концу XVIII века, оказавшись внутри обжитой части города, не только потеряла свое значение, но и мешала нормальному функционированию городских коммуникаций. И поэтому в конце XVIII — начале XIX веков она была снесена. От неё осталась лишь та часть, которая составляет восточную ограду комплекса Джума-мечеть.
Разделенные поперечными стенами части города сообщались между собой воротами, устроенными в них. Верхняя поперечная стена имела трое ворот (одни из них — сохранившиеся восточные ворота комплекса Джума-мечеть), а нижняя поперечная стена — одни ворота. Эти ворота имели традиционные для Дербентской архитектуры стрельчатые своды и проемы.
Ближе к морю была ещё одна поперечная стена, деревянная, с одними воротами.
Раскопки выявили следы ещё одной каменной поперечной стены, которая тянулась по подошве Дербентского холма, отделяя город от цитадели Нарын-кала.
Если первые две поперечные стены играли оборонительную роль от внешних врагов, то каменная поперечная стена, сооруженная по подошве Дербентского холма и отделявшая резиденцию правителей от города, имела совсем иное предназначение. Эта стена возникла в XVIII веке в результате обострения политических взаимоотношений между правителями города и городской знатью. Поэтому она неоднократно сносилась в периоды усиления политического влияния городской знати и вновь возводилась при их ослаблении. Именно в связи с возведением этой поперечной стены возникла необходимость в устройстве в южной городской стене новых ворот, Кала-капы или Хан-капы, ведущих с юга непосредственно к резиденции правителей, цитадели Нарын-кала, минуя город.