Совсем иной образ — нарядного, декоративно насыщенного по формам парадного въезда в город — создавал внешний фасад третьих, главных ворот южной стены — Орта-капы (IV).
Их древнейшая часть близка по форме Кырхляр-капы. Здесь также прямоугольный проем (пролет 3,3 м) перекрыт плоской клинчатой перемычкой (высота камней более 80 см), однако, в отличие от Кырхляр-капы, эта перемычка заглублена в нишу, образованную стрельчатой разгрузочной аркой. Ворота фланкированы прямоугольными глухими башенными выступами, между которыми вровень с их наружной поверхностью сооружена декоративная стенка, прорезанная одной большой и двумя маленькими стрельчатыми арками, опирающимися на две круглые колонны со сталактитовыми капителями. Арки заглублены в плоские прямоугольные ниши, причем над нишами маленьких арок сделаны сталактиты, а средняя арка имеет богато профилированный архивольт. Эту декоративную стенку можно датировать XIV-XV вв.
Верхняя часть ворот с бойницами была сооружена в начале XIX в. (по проекту 1811 г.). Кладка основной, древней части ворот вокруг входного проема и в башенных выступах хотя и напоминает по типу древнейшую, однако состоит из геометрически правильных блоков, и в ней имеются ряды из камней, положенных плашмя. Следовательно, часть городской стены с воротами была капитально перестроена уже после сооружения крепости, по-видимому, в арабский период, а возможно, и позже. На одном из камней южной стороны, над проемом, имеется надпись с датой перестройки — 435 г. (1043 — 1044) и именами мастеров (Ахмада-бен-Абу, Али-бен-Иунуса).
После возведения декоративной стенки ее верхняя часть приняла на себя роль парапета с зубцами, а между основной 114 частью ворот и стенкой был устроен настил для создания боевой площадки. До сооружения стенки такая площадка находилась с внутренней стороны ворот. Сохранились убедительные доказательства не только ее существования в прошлом, но и высоты ее расположения: это отверстия в боковых стенах прохода, уровень верхней площадки каменной лестницы, ведущей наверх, и находящийся на южном фасаде, выше разгрузочной арки, водомет в виде изваянного из камня льва того же типа, что и львы на Кырхляр-капы. Скульптура упала в середине 1930-х гг. и была перенесена в Дербентский краеведческий музей. При реставрации в 1960-е гг. на воротах установили ее копию.
Для дербентской архитектуры на протяжении многих веков ее развития была характерна сдержанность в использовании архитектурного декора. В подавляющем большинстве старых построек Дербента архитектурно-художественный образ создается путем контрастного сопоставления больших плоскостей фасада, крупных, простых по форме проемов, куполов и т. д. с очень скупо примененными архитектурно-декоративными элементами.