Проем Кырхляр-капы (ширина 3,4 м) перекрыт плоской клинчатой перемычкой из семи больших камней высотой до 90 см. Со стороны города к проему ведет проход, перекрытый стрельчатым сводом. Для того чтобы как-то выделить фасад ворот, крепостная стена по обеим сторонам их проема (на расстоянии 1,4 м) имеет в кладке небольшие уступы — ворота как бы слегка заглублены в стену. Скульптуры львов и консольно выступающая капитель примыкают к краю этой ниши, отмечая границу фасада ворот. Снаружи над проемом в кладку вставлены две плиты с персидскими надписями, сообщающими о ремонтных работах в 842 г. (1438/1439), которые вел мастер Хаджи Ахмат.
Выше надписей в кладке, которую можно датировать XIV- XV вв., сохранилось восемь каменных кронштейнов сложного профиля. Они, вероятно, были частью оборонного устройства, аналогичного завершению (типа машикулей) Северных ворот Бакинской крепости (1608), которое поддерживается также восемью каменными кронштейнами, близкими по размерам и форме кронштейнам Кырхляр-капы.
Верхняя часть ворот Кырхляр-капы, выложенная из мелких необработанных камней, завершается восстановленными в 1960-е гг. бойницами и машикулями.
Наружный главный фасад Кырхляр-капы представляет собой в настоящее время сложную композицию, состоящую из разновременных элементов. Внешний облик ворот по-крепостному суров и в то же время утонченно элегантен. Прямоугольный проем, перекрытый мощной клинчатой перемычкой, консольно выпущенные капители (под которыми угадываются фланкировавшие когда-то проем колонки), стилизованные львы — стражи ворот, орнаментальная вязь надписей, ритмический ряд кронштейнов и венчающие всю композицию стрельчатые зубцы с тремя машикулями — все эти элементы, казалось бы, не связанные между собой стилистически, придают, однако, художественному облику ворот неповторимое своеобразие, в котором ощущаются исторические пласты, относящиеся к различным эпохам. Из всех сохранившихся старых ворот Дербента Кырхляр-капы имеют, пожалуй, наименее четко выявленные границы фасада собственно ворот.
Их фасад- это своеобразный архитектурно-художественный акцент на огромном по протяженности, однообразном внешнем фасаде прямого участка северной городской стены. Сильно выступающие полукруглые и прямоугольные в плане башни создавали с больших расстояний облик пластической, ритмической, распластанной композиции. И на этом главном крепостном фасаде Дербента, по контрасту с его суровой неприступностью, выделялись, как своеобразные «ювелирные» украшения, насыщенные декоративными деталями обрамления ворот. И если общий фасад неприступной крепостной стены был как бы рассчитан на восприятие ожидавшегося с этой стороны врага, то в художественном оформлении ворот ощущалось гостеприимство транзитного торгового города.