Саркофаги «семейства Эсфендияр» выделяются своим резным декором, что хорошо согласуется с общим характером дербентской архитектуры XV в., формы которой отразились и в декоре надгробий (например, сталактиты). Размеры саркофагов: длина — 190 см, ширина — 50 см, высота — 80 см, в том числе верхняя стрельчатая часть — 20 см (она отделена от нижней уступом в 3 см).
Надгробия первых двух групп захоронений (Кырхляр и «Джум-Джум») — примеры древнейших мусульманских погребений. Саркофаги подобного типа датируются в Южном Дагестане до XII в. и встречаются не только в Дербенте, но, например, и в табасаранских аулах. Имеются подобные надгробия и в Центральном Дагестане. Причем более поздние из них отличаются большей орнаментальностью. Позднее декоративность возрастает, стрельчатое завершение отделяется полочкой от основного параллелепипеда, а потом и совсем пропадает. Такие саркофаги встречаются, как 202 правило, в сочетании с вертикальными каменными стелами.
Этот тип надгробия встречается в предгорных районах Южного Дагестана, однако наиболее широко он был распространен в Дербенте, кладбища которого в основном заполнены именно такими надгробиями.
Ханский мавзолей. Северное кладбище Дербента в прошлом имело несколько мавзолеев. Березин, посетивший Дербент в 1842 г., сообщает, что в 1827-1828 гг. над могилой почитаемого шейха был построен мавзолей. На опубликованном им рисунке в районе группы могил Кырхляр изображено три купольных мавзолея. В настоящее время недалеко от Кырхляра сохранился лишь один сравнительно большой мавзолей, в котором в 1202 г. мусульманского летосчисления (1787/1788) была похоронена правительница города Тути-бике (жена Фет-Али-хана), а затем сыновья Фет-Али-хана: Ахмед-хан и Гасан-хан.
Это центричное восьмигранное сооружение, центральная часть которого перекрыта стрельчатым каменным куполом, обрушившимся в 1940-х гг. и впоследствии восстановленным. Фасады выложены из хорошо отесанного камня и обработаны неглубокими стрельчатыми нишами, характерными для дербентской архитектуры второй половины XVIII в. Цокольная часть (высотой около метра) украшена резными фигурными филенками.
Внутреннее крестообразное в плане помещение мавзолея состоит из центрального восьмиугольного зала и примыкающих к нему четырех ниш, перекрытых стрельчатыми сводами и освещаемых каждая прямоугольным окном. В малых гранях мавзолея устроены входы в виде арочных порталов, один из которых ведет на крышу.
С запада к мавзолею примыкает огороженная каменной стеной группа захоронений семейства Эмир-Чубан. Ханский мавзолей как бы сконцентрировал в себе многие черты дербентской архитектуры XVII-XVIII вв. Мавзолей (это сравнительно небольшое сооружение) был одним из последних по времени значительных произведений дербентской архитектурной школы. Он как бы продемонстрировал возможности местной традиционной архитектуры в создании обращенной вовне выразительной объемно-пространственной композиции.