Скромно оформленный портал ведет в баню, расположенную вблизи ворот Кырхляр-капы. По лестнице через небольшой вестибюль посетитель попадает в помещение, предназначенное для раздевания. Это крестово-купольный зал, центральная часть которого перекрыта куполом (диаметром 5,5 м), а четыре конца креста представляют собой приподнятые на полметра над уровнем пола глубокие ниши (3X3 м), перекрытые стрельчатыми сводами. В этих нишах раздеваются, а обувь оставляют в маленьких нишках, расположенных в «цоколе» основных ниш. В центре зала устроен восьмиугольный бассейн для ополаскивания ног перед одеванием. Освещается это холодное отделение бани световым отверстием в центре купола. В скошенных углах центральной квадратной части холодного отделения бани расположены дверные проемы, ведущие в горячее отделение, к выходу и в подсобные помещения.
Горячее отделение бани, куда попадают по узкому сводчатому проходу, состоит из разделенных столбами и стрельчатыми арками шести секций, образующих единое помещение площадью около 90 кв. м. Главная секция перекрыта куполом, две расположенные по бокам от нее секции перекрыты стрельчатыми сводами — в одной из них в полу устроен бассейн. Третья, примыкающая к главной секция (в ней расположен большой бассейн) завершается зеркальным сводом, а две расположенные по бокам от нее угловые секции — куполами.
Освещается горячее отделение бани световыми отверстиями, устроенными в вершинах трех куполов и в центре зеркального свода. К горячему отделению примыкают два вместительных, перекрытых стрельчатыми сводами резервуара: один — для горячей воды, другой — для холодной. Небольшие арочные проемы, через которые достают воду, соединяют эти резервуары с горячим отделением. Кроме того, они соединены скрытыми в полу трубами с двумя бассейнами. Использованная вода отводится по устроенным в полу горячего отделения открытым каналам.
В бане устроена рациональная система обогрева горячего отделения. Нагретый воздух (и дым) от топки, которая помещается под резервуаром для горячей воды, разводится по каналам, проложенным под полом. Хорошо сохранилась и баня вблизи Джума-мечети. По типу она подобна описанной выше, однако план ее горячего отделения почти полностью повторяет план холодного отделения.
Персидская надпись на камне в стене бани (камень хранится в настоящее время в Дербентском краеведческом музее) сообщает, что баню правитель Дербента Байазид-султан пожертвовал мечети в 1065 г. (1654/1655). Баня эта, как сообщают и другие источники, принадлежала Джума-мечети и была восстановлена в конце XVIII века.
Близки по типу к сохранившимся баням и две разрушенные бани. Баня в цитадели была перестроена в начале XIX в. русским гарнизоном под пороховой погреб. Она дошла до наших дней в полуразрушенном состоянии. Баня в районе бывшей торговой площади Дербента долгое время представляла собой полузасыпанные землей руины; в 1970-е гг. баня восстановлена.
Рядом со старой баней вблизи Джума-мечети расположена баня, построенная в XIX в. по типу старых. В ее холодном отделении купол поддерживается четырьмя восьмигранными колоннами.
Вторая построенная в XIX в. баня расположена у южной городской стены и находится в полуразрушенном состоянии. Она интересна тем, что на одном из ее куполов сохранился фигурный камень с отверстиями, перекрывавший световое круглое окно, дающее верхний свет.
О художественном облике дербентских бань нельзя составить даже отдаленного представления, не побывав в их интерьере. Снаружи эти монументальные сооружения вообще не производят впечатления сколько-нибудь значительных архитектурных объектов: скромный портал, глухие невысокие стены и плоская кровля, над которой возвышаются верхние части куполов. Совсем иное впечатление производит интерьер бань. Верхнее освещение (через отверстия в сводах и куполах) четко выявляет общую пространственную структуру всех помещений. Соотношение света и теней создает здесь особое впечатление пространства, находящегося на открытом воздухе.
Купола, своды, арки, арочные ниши в совокупности образуют как бы единое сложное пространство, размеры которого зрительно кажутся больше благодаря верхнему освещению. Своды и купола не только не давят, но как бы парят, создавая ощущение просторного, полного света и воздуха величественного интерьера.