Просвещение, печать

Школы. Просвещение. Культурно-просветительские учреждения. Печать.

Вторая половина XIX начало XX века характеризуется появлением светского образования. Светские школы открывались по мере укрепления в крае колониальной администрации. Туда принимались выходцы из состоятельных социальных слоев. Их готовили к службе в органах «военно-народного» управления.

Горы Дагестана
Горы Дагестана

К середине 90-х годах 19 века в восьми из девяти округов Дагестана были открыты слободские (места дислокаций военных гарнизонов) школы. Они являлись русскими школами, одноклассными заведениями с небольшим контингентом учащихся. Уже к исходу XIX века в Дагестане насчитывалось 26 русских школ, из которых 14 в городах, 12 в сельской местности. Средних учебных заведений было два — оба в Темир-Хан-Шуре. Детей горцев в русских школах обучалось очень мало.

По данным переписи 1897 года, грамотность населения Дагестанской области составляла 9,2%. Сеть светских школьных учреждений расширялась в начале XX века. Количество их возросло с 26 в конце XIX века до 93 к 1915 году, а число обучающихся с 2559 человек в 1902 году до 7092 в 1914 году. Но это было ничтожно мало по отношению к общему количеству детей школьного возраста в области.

Появились первое учебные заведения с профессиональным уклоном обучения. Это школа садоводов в Дербенте, электротехническое училище и педагогические курсы в Петровске, ремесленная школа и педагогические курсы в Темир-Хан-Шуре, сельскохозяйственная школа в Хасавюрте.

Программы начальной школы ограничивались рамками элементарного курса русского языка, математики и религии. Остро ощущалась в этих школах нехватка учителей из числа местных народов. Правительство выделяло на школьное дело незначительные финансовые средства.

В этих условиях для распространения грамотности среди молодежи большое значение имели традиционные мусульманские школы: медресе и мектебы, где обучение велось на арабском языке. Для детей горско-еврейского населения функционировали школы при синагогах. В 1903 году в Дагестане мечетских школ было 636 с числом учащихся более 5 тысяч человек, синагогских — 26, в которых обучалось около 700 учащихся. К 1917 году в Дагестанской области насчитывалось более 740 мусульманских, и 20 горско-еврейских школ. В них обучалось около 7,5 тысяч человек. В Дагестане не было ни одного сколько-нибудь крупного населенного пункта, где при мечети у кадия или муллы не обучались бы от трех до пятнадцати и более детей. Для их открытия или закрытия не требовалось никаких разрешений. В большинстве случаев их существование зависело от числа желающих учиться. Подготовкой учителей для этих школ не занимались.

Единых программ для мечетьских школ не существовало. Подавляющее большинство учеников этих школ, имея ввиду изучить основные требования ислама, достигнув этого, оставляло дальнейшее учение. Но наиболее талантливые молодые люди продолжали учебу у различных ученых. Мечетьские школы дали немало выдающихся мыслителей и духовных деятелей, ставших известными за пределами Дагестана.

В отличие от церковно-приходских школ правительство никакой финансовой помощи не оказывало в функционировании мечетьских школ. Они существовали на зякат, часть которого (напака) шла на содержание учеников. Эти школы и их ученики влачили жалкое существование.

Культурно-просветительные учреждения

Красивая кавказская девушка
Красивая кавказская девушка

До начала XX века в Дагестане не было культурно-просветительных учреждений. Лишь в 1900 году в Порт-Петровске была открыта первая в Дагестане публичная библиотека. Частная читальня работала и в Дербенте. Библиотеки имелись и при городских школах Петровска, Темир-Хан-Шуры и Дербента. К началу первой мировой войны в Дагестане насчитывалось 16 библиотек, в том числе 11 при учебных заведениях.

В селениях не было никаких библиотек и других просветительных учреждений. Но почти в каждом населенном пункте находились примечетьские библиотеки, главным образом религиозного содержания. Ими мог пользоваться каждый из желающих.

Ходатайства прогрессивных деятелей об открытии культурно-просветительных учреждений в округах отвергались губернатором области. В городах определенную просветительную роль сыграли в начале XX века «Общество просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области» (1905), краеведческий и кустарный музеи, созданные в 1912 году.

Печать

Определенную роль в развитии культуры и общественно-политической жизни сыграла печать, которая возникла в области лишь в начале XX века. В городах Дагестана функционировало уже пять типографий, в которых печатались обзоры о состоянии Дагестанской области, сборники, памятные книжки, посвященные отдельным вопросам истории, этнографии народов Дагестана. Большое значение имел тот факт, что в Темир-хан-шуринской типографии впервые стали издавать книги на аварском, даргинском, кумыкском, лакском языках, правда, небольшими тиражами.

В годы первой русской революции (1905-1907) появилась возможность издания газет. В 1906 году в Петровске стала выходить газета «Дагестан» либерального направления. В следующем году она прекратила свое существование. В 1907 году в Дербенте несколько месяцев просуществовала газета «Дагестанский вестник». Революционные организации наладили выпуск прокламаций и листовок, выражавших интересы трудящихся. Царизм воспользовался поражением революции для того, чтобы разгромить зарождавшуюся прогрессивную печать в Дагестане.

С 1909 года официальными властями в Темир-Хан-Шуре было налажено издание газеты «Дагестанские областные ведомости», выражающей точку зрения колониальных властей. Газета выходила на русском языке и не получила особого распространения в округах. Тогда же стала выходить газета на арабском языке под названием «Дагестан». Она также была доступна узкому кругу лиц, владевших этим языком.

В годы нового, революционного подъема появилась революционно-демократическая печать. Она была представлена газетами «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета», издаваемыми С. И. Габиевым в Петербурге в 1912-1914 годах. В них сотрудничали все прогрессивные деятели Дагестана. Это были единственные печатные органы, которые открыто, защищали в тот период интересы дагестанских народов и выступали против колониальных порядков в области.

Учебное пособие История Дагестана
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector