Село Усиша затерялось среди Кавказских гор, как и другие дагестанские села. Усиша — один из крупных аулов Акушинского района Дагестана. У селения богатая многовековая история, но сегодня речь пойдет об уникальных вышивных работах, которыми славится Усиша.
Удивительно, но о работах мастериц Усиши практически невозможно найти информацию. Относительно количества статей о табасаранских коврах, златокузнецах из Кубачи и гончарном деле в Балхаре крайне мало. Подобных работ возможно нет не только в Дагестане, но и у прочих народностей, населяющих Кавказские горы.
Главное отличие состоит в большом размере элементов ритуальных вышивок и рисунках, используемых для них. Есть два вида вышивок, традиционно выполняемых женщинами Усиши:
Белкун капи — расписные платки. Прямоугольные полотнища 2-3 метра в длину и 1-2 метра в ширину. Вышивка выполняется на белой хлопчатобумажной ткани, ведь белый цвет исстари считался в здешних краях символом чистоты и непорочности.
Раппаки — особые покрывала. Это полотнище ткани домашнего изготовления размерами 3 метра на 70 сантиметров. Кроме вышивки такие покрывала украшали бахромой, связанной в пучки.
Расписные платки и покрывала — традиционное украшение невест. Перед тем, как девушка навсегда покинет родительский дом, ей на плечи накидывали сложенный по диагонали белкун капи.
Украшенный ритуальным рисунком расписной платок должен был защитить невесту от злых чар. А на голову девушки особым образом надевали раппаки. После того, как молодая жена переступала порог своего нового дома, платок и покрывало следовало отдать на хранение матери мужа. Этот обычай до сих пор неукоснительно соблюдается во многих семьях Усиши.
Но в глубокой древности магические вышивки использовались не только в свадебных ритуалах. Раньше мастерицы готовили покрывало и для своих похорон. Тело женщины заворачивалось в вышитую ткань, а затем в погребальный саван. Особые символы на покрывалах также должны оберегать хозяйку от черных сил загробного мира. Теперь старинный обычай утратил свое значение. Поскольку эти покрывала в прямом смысле закапывали в землю, сейчас их практически не осталось. Увидеть их можно только у самых старых жительниц села.
Основными мотивами в национальной вышивке служат геометрические фигуры. Но внимательно разглядывая орнамент, удается увидеть в абстрактных символах фигурки людей и животных. Используемые в украшении раппака черные полоски складываются в рисунок, схожий с традиционным узором одежды раввинов. Также много повторяющихся ломаных линий и зигзагов. Рисунки получаются выпуклыми за счет плотных стежков. По периметру вышивка украшается бордюрами, состоящими из ромбов. В центре вышивки часто выполняют изображение летящей птичьей стаи. Каждая работа содержит в себе изображения креста или стилизованной свастики с загнутыми внутрь концами.
Почти всегда присутствует изображение окна, выполненного темным цветом. Это так называемое «окно в потустороннее». Стилизованные фигуры людей образуют вокруг них хороводы. Также среди рисунков можно увидеть символы астрологии, какими они были в этом регионе в незапамятные времена.
Для вышивки используются яркие насыщенные цвета: красный, зеленый, черный. Оттенки применяются крайне редко. Вышивают хлопчатобумажными и шелковыми нитями.
Готовые современные вышивки содержат в себе древние орнаменты, которыми даргинки украшали свои тела в виде татуировки. Вышивки села Усиши бережно хранят обычаи своего народа и являются уникальным свидетельством обычаев и верований, давно утративших магическую силу. Можно с уверенностью предположить, что платки и покрывала с такими рисунками, служили для проведения различных неведомых обрядов и ритуалов. Вероятнее всего в до исламский период.
P.S. С большим трудом смог выбрать эти фотографии, выбор был такой большой и интересный, что жаль было что-то отсеивать.