Вассалам. Очерк пятый. Любовь. Знамение судьбы

Любовь — божественный дар, данный человеку, светлое чувство, превращающее нас в поэтов, художников и философов. Это чувство настолько богато, что способно преобразить человека и целый мир. Полнота его, со временем осознанная и осмысленная, делает нас настоящими людьми.

Абрек
Абрек

Горцы по своей природе — вечно влюбленные поэты. Поэтому при всей суровости обычаев и традиций, касающихся в том числе и взаимоотношений полов, любовь извечно присутствует в их жизни либо как торжество исполнения мечты, либо как горечь несбыточных желаний. Любовь горца — это земной рай, смысл жизни, заключенный в его избраннице — горянке, для которой он должен обрести, завоевать место в этом мире, жить ради нее и создавать вместе с ней семью.

Аскетичность горца восполняется пламенной бурной любовью. Но для сохранения своего достоинства горец обязан сдерживать свои порывы. Демонстрация нежности или страсти в горах не принята, для этого есть место и время.

Любовь к женщине — это возвеличивание ее человеческих достоинств и признание ее значимости для жизни мужчины. Однако долг чести способен заставить горца любить и ту женщину, которую, может быть, он воспринимает без всплеска эмоций. У горца и особенно у горянок развито такое чувство любви, как любовь во имя долга и преданности обычаям, во имя уважения к родителям, назвавшим имя избранницы или избранника. И я видел много таких горцев и горянок, любящих и любимых, счастливых и довольных жизнью, но сдержанных и скромных в проявлении своих чувств.

Наиболее ценима среди дагестанцев любовь, ведущая к созданию семьи. Это и есть настоящая любовь у счастье. Только любовь, воплощающаяся в семье, создает новую жизнь. А жизнь во все времена — абсолютная ценность.

Пророк Мухаммед говорил, что лишь молитва и женщины более всего восхищали его в этой жизни. Эти слова применимы и к имаму Шамилю. Вся красота жизни для Шамиля воплощалась в любви к знаниям, молитвам, свободе и женщине.

Первой его любовью была Патимат из Унцукуля, одна из красивейших горских девушек, которую втайне и давно берегла для него родная тетя Меседу. Впервые на смотрины Шамиль поехал вместе с тетей и будущим сподвижником и казначеем Юнусом. До этого он посылал на смотрины своего друга и учителя Гази-Магомеда. С помощью Меседу, будто бы случайно, Шамиль встретился с Патимат с глазу на глаз. Следующие их встречи состоялись опять же с помощью Меседу, которая не раз привозила Патимат на праздники и свадьбы, чтобы дать молодым людям возможность увидеться. Шамиль во время недолгих и тайных встреч читал Патимат свои стихи. Как впоследствии признавалась Патимат, ей казалось, что эти прекрасные стихи Шамиль слагал просто на ходу. Шамиль мог читать свои стихи часами, но никогда их не записывал.

Открыто признаваться в любви считалось у горцев неприличным, но выражение своих чувств к любимой в поэтических образах даже поощрялось. Горец должен был при этом быть сдержанным в проявлении чувств.

Шамиль относился к Патимат с величайшим уважением. Тем более что именно Патимат родила ему сыновей. «Первая жена — это главная опора семьи, и кто проявляет к ней неуважение, разрушает основы семьи и дома»,- часто говорил Шамиль. А ведь семья в горах — это все большое семейство, жены, дети, весь род, весь дом.

В Дербентском ауле
В Дербентском ауле

Благодаря многоженству любовь не покидала семью имама. Патимат это понимала и устанавливала самые доброжелательные отношения с новыми женами Шамиля. Каждая из них обновляла общую семейную жизнь, а Патимат сохраняла ее устои. Шамиль умел управлять своими чувствами в интересах всей семьи и не делил жен на любимых и нелюбимых. Джавгарат из Гимры Шамиль взял по просьбе жены Патимат, ибо ей становилось все труднее справляться с делами по хозяйству. Новая жена была скромной работящей женщиной. Она погибла при осаде Ахульго вместе со своим маленьким сыном Саидом, отдав свою жизнь за имама. Шамиль тяжело переживал эту потерю. Несмотря на риск, он неоднократно посылал друзей на поиски Джавгарат и сына в глубокие каньоны Аварского Койсу. Но только после возвращения из Чечни Шамиль обнаружил их тела в каменной пещере у реки и похоронил с почестями.

Следующая жена, Зайдат, была дочерью учителя Шамиля — шейха Джамалудина из Кумуха. Эта юная прекрасная лачка восхищала Шамиля. Несмотря на свои пятнадцать лет, она была необычайно умна и образованна. В этом, несомненно, сказалось влияние отца, который ее очень любил, воспитывал и дал знания. Зайдат стала той женой, с которой во многих сложных вопросах имам не стеснялся советоваться. После женитьбы на ней Шамиля Джамалудин, как постоянный советник и родственник, всегда находился возле имама. Очевидно, этот брак способствовал и большему сближению главного мюрида Дагестана с имамом при решении сложнейших вопросов войны и мира. Зайдат оставалась с Шамилем до конца его жизни, и он искренне ее любил, хотя иногда корил за чрезмерную своенравность и излишнюю активность в государственных и семейных делах. Зайдат, по свидетельствам современников, была признанной первой дамой Дагестана. Она с самого начала хорошо усвоила, что стала женой не просто горца, а великого имама, и умело этим пользовалась во благо Шамиля, удовлетворения собственного честолюбия и во имя общего дела.

Большая любовь пришла к Шамилю в тот день, когда он увидел Шуайнат, или Анну, как ее тогда звали. Но слишком много было преград на пути этой любви. Шамиль был уже несколько раз женат, а она — пленница, христианка, армянка из стана врага.

Шамиль утверждал в стране несколько иные нравы и порядки, чем те, к которым звала его нежданно вспыхнувшая любовь. Он с первого же дня ощутил потребность хотя бы мельком, но видеть Анну ежедневно и не находил себе места, если ему это не удавалось из-за походов и государственных дел. Вскоре многие заметили неравнодушное отношение имама к пленнице. Чувствуя это, Патимат оставляла занавеску в комнате Анны приоткрытой. И имам, идя к себе, мог видеть Шуайнат. Может быть, поэтому никак не решался вопрос о выдаче пленниц. «Ни за какие деньги!»- отвечал имам на все предложения. Его пугала мысль о расставании с прекрасной христианкой.

Джихад
Джихад

Оказывая пленнице незаметные для других знаки внимания, Шамиль давал ей понять о своих чувствах. Она поначалу злилась, затем стыдилась, а потом ждала и переживала, если Шамиль проходил мимо, не бросив на нее даже взгляда. Но прошли долгие месяцы, прежде чем он решил окончательно открыться Анне.

Однажды, проснувшись под утро, Анна застала имама спящим возле нее на стуле. Сначала она испугалась, а затем осторожно взяла его руку и положила под свою щеку. Шамиль проснулся, смущенно извинился, объяснил, что пришел под утро, сел на минутку на стул и заснул. Он быстро вышел из комнаты, покраснев как мальчишка. Но вскоре решил серьезно объясниться Анне.

Сказал, что больше не может страдать и мучить прекрасную пленницу, беззаветно любит ее и потому готов отпустить без всякого выкупа. Если она, конечно, не согласится стать его женой. Шамиль мучительно долго ждал ответа, но не торопил, дав указание готовиться к выдаче пленниц.

 

Такое предложение не стало для Анны неожиданностью, в глубине души она восхищалась грозным и славным имамом, который даже в той среде, в которой она росла, олицетворялся свободомыслящей молодежью с Давидом, борющимся с Голиафом, сравнивался с Наполеоном. А вблизи он оказался прекрасным и благородным человеком, способным на глубокие человеческие чувства. Ведь если бы Шамиль захотел силой овладеть ею, никто не смог бы ему помешать. К тому же Анна видела в этой романтической истории веление судьбы, промысел Божий: «Коль наши дороги так сошлись, значит, это угодно и его Богу и моему Богу. Мне будет его не хватать, если я уеду. Я знаю почти все мусульманские молитвы, изъясняюсь на аварском языке, читаю Коран». И Анна решилась на отчаянный шаг — остаться с имамом. Но она была не только красавицей, а еще и большой умницей: уважая традиции, сначала объявила о своем намерении принять ислам. В день, когда это свершилось, в доме Шамиля был праздник.

Анна приняла и новое имя — Шуайнат, которое ей подобрал Шамиль. Он хотел дать мусульманское имя, но сохранить прекрасное звучание «Анна». А остальное уже решилось само собой. Шуайнат только потребовала, чтобы были соблюдены все приличия. Представитель Шамиля с письмом от имама и Шуайнат отправился в Моздок к родственникам невесты за благословением. Там было пролито много слез и высказаны горькие упреки, но письмо более чем на десяти страницах, написанное знакомой рукой Анны, убедило родственников. К сожалению, оно не сохранилось до наших времен.

Этот брак не только резко изменил судьбу прекрасной дочери армянского народа, но и весьма существенно повлиял на историю Кавказа. После женитьбы на Шуайнат — представительнице другого мира, иной культуры взгляды Шамиля на многие проблемы стали более широкими, разноплановыми. Он знакомится с европейской культурой и изучает русский язык.

Шуайнат с ее неземной красотой Шамиль называл не иначе, как величайшей наградой Аллаха. Чудесная любовь Шуайнат одарила Шамиля второй молодостью. Графиня Чичагова писала, что Шуайнат отвечала Шамилю такой же глубокой любовью, какую он питал к ней. А в жизни она оставалась прекрасно образованной христианкой и примерной мусульманкой. «Мне помогают два пророка Иса и Мухаммед»,- отвечала она, когда ей приходилось слышать упреки в том, что вышла замуж за иноверца.

А разве Бог не един? Разве не схожи основы христианства и ислама? Разве не священна любовь? Для нас, дагестанцев, Шуайнат так же свята, как и имам Шамиль, ибо она одарила этого строгого человека нежной любовью, продлила ему жизнь, вдохновляя на новые и новые подвиги во имя любви, во имя Дагестана. Пусть они встретятся в раю.

Башлык, казачий
Башлык, казачий

Говоря о роли любви и семьи в жизни Шамиля, невозможно обойти историю с Зайнаб. Как-то Совет при имаме стал обсуждать вопрос о судьбе молодых вдов погибших воинов, о том, что им надо выходить замуж и рожать детей. Горцам предлагалось брать еще одну жену. Шамиль высказался в том смысле, что горцы возьмут в жены самых молодых и красивых, а многие вдовы останутся одни, поэтому право выбора он предложил предоставить самим женщинам. На Совете возник ропот, но в конечном итоге поддержали Шамиля. Женщины, назначенные Советом, занялись опросом вдов и составлением списков их избранников. Молодая вдовушка Зайнаб назвала Шамиля. Когда имам узнал об этом, он вначале растерялся от неожиданности, но вскоре объявил, что закон есть закон и исключений не должно быть ни для кого. Шамиль женился на Зайнаб. Но, видя отношение Шамиля к другим женам, и прежде всего к Шуайнат, Зайнаб заревновала, оскорбилась и вскоре вернулась к своим родителям. Но Шамиль всегда заботился о ее семье.

Так что любовь и в те далекие годы имела множество граней и оттенков. Ясно одно: кому даруется любовь, тому даруется жизнь в ее наиболее чувственных и прекрасных проявлениях. А уже от человека зависит, как он распорядится этим божественным даром. Особенно благотворна любовь в жизни тех, кому предначертано решать судьбы тысяч, а то и миллионов людей. Ничто так не смягчает душу правителя, ничто так не облагораживает его деяния, как настоящая любовь. Пусть рядом с великими и талантливыми мужчинами всегда будут великие и талантливые женщины.

Любовь, как и дружба, — один из величайших источников вдохновения. И пусть нас одарит ею жизнь сполна.

Рамазан Абдулатипов «Знамение судьбы»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector