Караван-сарай, ханский дворец в цитадели и комплекс Джума-мечети — три самых крупных сооружения старого Дербента. Художественно обработанные фасады и парадно оформленные внутренние дворы их образовывали замкнутые в себе композиции, сообщавшиеся с внешним пространством города через монументальные порталы.
Контрастом к таким традиционным для восточных городов приемам создания архитектурного ансамбля выглядела реконструкция части цитадели в первой половине XIX в., когда русским гарнизоном велись в Дербенте значительные строительные работы. Это строительство не могло не отразить характерных черт господствовавшего тогда в русской архитектуре стиля ампир, особенно в таких сооружениях, внешнему облику которых придавалось особое значение.
Среди них наибольший интерес (наряду с уже описанными выше воротами Баят-капы) представляет гауптвахта в цитадели, где, кроме того, русским гарнизоном было построено большое количество различных зданий: лазарет, артиллерийские склады, погреба и т. д. Гауптвахта. Постройка каменной гауптвахты завершила реконструкцию всей цитадели. Перестроенный под казармы ханский дворец с его главным фасадом, обращенным во двор, не мог стать основным зданием вновь создаваемого ансамбля, так как для русской архитектуры этого периода было характерно совершенно иное понимание объемно-пространственной организации комплекса.
Главное здание в ампирных ансамблях обычно располагалось в центре, и его фасад был обращен в сторону основного подхода к нему. В условиях сложного рельефа цитадели трудно было создать ансамбль с регулярной планировкой. Однако строители гауптвахты с большим мастерством использовали рельеф. Созданные ими искусственные террасы, подпорные стенки и каменные лестницы (одна в плане — в виде четверти круга) дали возможность при подходе к гауптвахте со стороны восточных ворот цитадели видеть это здание с аркадой в различных ракурсах.
Возведенная в 1828 г. из местного камня на искусственно выровненной площадке гауптвахта представляет собой небольшое, прямоугольное в плане здание (внешние размеры 20 X 12 м) с арочной галереей со стороны главного фасада, обращенного в сторону моря. Расположенный в центре этого фасада вход ведет в вестибюль, который одной дверью сообщается с относительно обширным помещением (7X8 м), освещаемым шестью большими окнами, а двумя другими дверьми — с почти одинаковыми по размерам небольшими помещениями.
Наибольший интерес представляет восточный (главный) фасад гауптвахты. Его галерея состоит из пяти полуциркульных арок, опирающихся на квадратные столбы с профилированными капителями. Аркада завершается профилированным карнизом и аттиком, повышавшимся двумя уступами к центру, что придавало фасаду центричность, а самой галерее вид своеобразного портика.
По своим архитектурным формам гауптвахта является типичным примером русского ампира первой половины XIX в. Композиция, проработка деталей и качество их выполнения характеризуют это сооружение как неплохой образец провинциального ампира.
Здание гауптвахты, долгое время не использовавшееся, пострадало от времени. В 1960-е гг. оно было реставрировано, однако не все его детали восстановлены (декоративное ограждение фасада, лепной картуш в центре аттика и др.), аттик почему-то был сделан не с двумя, а с одним уступом.