В 20-е годы XIX века Российская империя столкнулась на Кавказе с так называемым мюридизмом. История кавказского мюридизма, главным вождем и символом которого стал великий имам Шамиль, тесно связана с распространением в регионе одного из суфийских тарикатов — Накшбандия.
В исламе под тарикатом (от араб, тарика — метод, способ, путь) подразумевается свод моральных норм и психологических приемов, помогавших человеку, вставшему на путь нравственного и духовного самосовершенствования, познать божественную истину, ощутить свою сопричастность богу. Получаемый благодаря тарикату мистический опыт уподобляется пути: человек как бы передвигается от одной «стоянки» к другой, причем каждой из них соответствует особое состояние души.
Со временем на смену индивидам-мистикам (суфиям) пришли суфийские кружки (братства), а вместе с ними институт «учительства-ученичества». Появились наставники — шейхи (муршиды, мюршиды, пиры) и ученики — последователи (муриды, мюриды), беспрекословно подчинявшиеся учителю. Суфийские братства, которые тоже стали именовать тарикатами, различались по методике преподавания, ритуалам посвящения новичков в круг мюридов, формами самоорганизации и так далее.
В принципе политика была чужда духу суфизма с его ориентацией на религиозно-нравственное самосовершенствование человека. Однако социальный вес братств, существовавшая в них строгая дисциплина и беспрекословное повиновение шейху, авторитет самих шейхов делали тарикаты внушительной политической силой. К тому же не все тарикаты проповедовали принцип полного «ухода от мира». Некоторые из них считали «мирскую», в том числе политическую, активность не только возможной, но и необходимой для истинного суфия, особенно если речь шла о таком благочестивом занятии, как защита веры или ее распространение всеми средствами, в том числе силой оружия. Из среды суфийских братств вышло немало газиев — воинов за веру, борцов против чужеземных захватчиков и европейских колонизаторов.
Тарикат Накшбандия
Тарикат Накшбандия сыграл большую роль в исламизации казахов, киргизов и народов Восточного Туркестана. Со временем это учение из Средней Азии распространилось в Индию, Персию и Османскую империю, а оттуда в начале XIX века проникло в Закавказье. Одним из наиболее известных проповедников тариката был шейх Исмаил-эфенди, богослов из ширванского селения Кюрдамир.
Захватив Ширван, Россия добилась высылки Исмаила и его учеников, опасаясь, что за ним стоят интересы Турции и Персии. Однако еще до своего отъезда Исмаил нашел в Дагестане достойных преемников и возложил на них продолжение своей миссии. Первым получил от Исмаила звание муршида Мухаммад-эфенди аль-Яраги (Мухаммад Ярагский) из южнодагестанского села Яраг.
Вторым стал секретарь правителя Казикумуха Аслан-хана Джамалуддин аль-Хумуги (Джамалуддин Кази-Кумухский). В 1828 году Магомед Ярагский и многие другие муллы из Южного Дагестана собрались на совещание к Исмаилу-эфенди, на котором обсуждался вопрос об «упадке мусульманства» в Дагестане. При этом они пришли к выводу, что местные «мусульмане не ведают шариата, будучи же подвластными неверным, не могут возвыситься до постижения великой науки тариката».
Сделавшись в 1823 году накшбандийским муршидом (наставником), Магомед Ярагский поначалу ограничивался проповедью строгого соблюдения мусульманами норм шариата и порицал неравенство в их собственных рядах, выступал против деспотической власти местных ханов — союзников Российской империи в Дагестане. Фактически это был призыв горцев к народно-освободительной борьбе.