Магомед Ярагский

Магомед Ярагский
Магомед Ярагский

Магомед Ярагский, настоящее полное имя Мухаммад-эфенди ибн Исмаил ал-Йараги ал-Курали, известен, как один из основателей мюридизма в Кавказском регионе. Кроме этого, он считается наставником всех имамов в пределах Чечни, а также Дагестана в общем, наставником имама Шамиля в частности.

Рожден Магомед был в 1771 г. в местечке Вини-Ярг Кюра Вилаяте. Обучение он начал в медресе, где преподавал его отец, по имени Исмаил. Далее он учился под руководством известнейших ученых Дагестана. Обучение у людей различных национальностей сформировало у молодого Магомеда Ярагского зачатки интернационализма. Он приобрел фундаментальные подробные навыки по предметам:

  • основы теологической науки;
  • философское учение;
  • наука логики;
  • риторика и другим наукам.

М. Ярагский сумел постичь арабский, тюрский языки и другие;

Молодого Магомеда признали самым начитанным имамом во всем Дагестане того времени. Основную часть жизни знаменитый имам провел в родном своем ауле, став преподавателем школы-медресе, которая приобрела славу крупного учебного заведения. К просвещенному наставнику потянулись многочисленные последователи из разных концов Дагестана. Они желали прикоснуться к Вере, познать основы Высшего Знания. В стенах учебного заведения религия и всевозможные учения сумели переплестись и слиться воедино.

Из стен духовного заведения выходили ученые, писатели, поэты, духовные лица, которые восславили на века Дагестан не только в ближайших селениях, но и далеко за границами родин. С течением времени обыкновенный аул приобрел известность у народов Кавказа.

Магомед женился на дочке ахтынского ученого. Звали её Айшат. Она родила ему 3 детей. Это Гаджи-Исмаил, Исхак и Хафисат. В будущем сыновья посвятили себя науке. Дочь вышла замуж за первого имама Гази-Мухаммеда. Этот брак стал символом единства главного идеологического лидера горского движения и настоящего, действующего предводителя сопротивления.

Шалбуздаг
Шалбуздаг

В то время жители горного Дагестана столкнулись с возможным разрушением жизненного уклада, который складывался многие века. Появилась угроза отказа от истинного вероисповедания горцев. Особенно ухудшилось нравственное состояние народов в связи с образованием Кюринского ханства в 1812 г.

Уже в 1821 году российский царь Александр I наложил запрет на право мусульманских народов проводить священный хадж, не имея на то разрешения военной администрации. Колониальное чиновничество при поддержке местных богатеев стали преследовать правила поведения шариата.

Возмущению подверглись случаи несоблюдения мусульманских семейных обычаев. Ярким примером тому послужили поступки российского генерала Ермолова. Будучи наместником царя в этом регионе в течение 7 лет, он позволил себе три раза жениться на кумыкских девушках и разойтись.

В этой нелегкой обстановке на историческую авансцену поднялась крупномасштабная личность Ярагского. Позже он стал творцом нового учения, направленного на процесс освобождения Кавказскоих народов от гнета Российского царя.

В силах Ярагского было продолжение жизни и просветительской работы в комфортных условиях, но он выбрал тяжелый тернистый путь борца за независимость родного и других порабощенных народов.

Окончательное формирование учения шейха Ярагского завершилось к 20-м годам позапрошлого столетия. Оно выработало содержание, приобрело контуры, постулаты. Основные мысли в социально-политическом содержании можно выразить положениями:

все правоверные на земле равны перед Господом;
мусульманам необходимо даровать свободу;
его должно избавить от уплаты налоговых повинностей в казну России, мусульманским властям;
раб и мусульманин – понятия не равнозначные.
Следуя из этого, «неверными» считаются те, кто не соблюдает верность идеалам равенства, свободы. Неважно к кому они принадлежат – к христианам или мусульманам. Понятия «верные»/«неверные» также используются в гражданско-правовом контексте. Все зависит от степени верности дагестанцев родным землям или наоборот – захватчикам. Основной предпосылкой жизни, по учению Ярагского, значится свобода.

Известность медресе, его талантливого наставника дошли до самых отдаленных аулов Дагестана. В Гимрах о Магомеде узнали Гази-Магомед и его друг Шамиль. Первый основал свою школу, где был преподавателем шариата, был почтенного возраста. Шамиль же, будучи молодым человеком живо интересовался науками, тянулся к знаниям.

Ярагский со своими последователями были далеки от призывов к захватническим войнам. Имам выдвигал призыв к общему единению народов Дагестана с другими кавказцами. Он призвал бороться с сильными противниками свободы. Он не был подвергнут желанию власти. Он стремился к свободе. Явной заслугой Магомеда Ярагского можно смело назвать не текст учения, а желание направить угнетенные народы на путь освобождения.

К тому времени Магомед-Эфенди полностью изменился в своих взглядах. Он понял, что пора переходить от молитв и идей отшельничества к действенным методам борьбы за свободу против правителей всех рангов и вероисповеданий. Им начали создаваться отряды из простых жителей, переходящие из поселения в поселение имитируя боевые учения.

Он понял, что местные богатеи и пришлые колонизаторы-захватчики никогда не откажутся от борьбы за власть. Борьбу за освобождение от гнета возможно вести только с применением оружия.

Типичный балкон
Типичный балкон в южнодагестанском селе

М. Ярагский обратил особое внимание на тщательный подбор руководителей вооруженного восстания. Примечательным фактом стало руководство борьбой в середине XIX века образованнейшими людьми. Это были: Магомед Ярагский и Джамалудин Казикумухский, Гази-Магомед, Гамзат-бек, и известный Шамиль. Все они относятся к плеяде великих ученых. Они обладали ораторским искусством, были талантливыми пропагандистами, имели глубокие нравственные убеждения. Были честными, храбрыми воителями.

Каждый из них владел огромной коллекцией книг. Они были авторами научных трудов, поэм, стихов. Были знатоками многих языков, в том числе арабского на котором писались книги и научные труды.

Имам Шамиль и его сподвижники исполнили волю Магемед-Эфенди Ярагского. Сам Шамиль сумел в полной мере применить силы мюридизма. Это его особая заслуга.

Магомед Ярагский сумел пройти достойный жизненный путь. Он всецело посвятил его службе простым людям. Скончался имам в ауле Согратль. Произошло это в 1838 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector