Одним из достопримечательных и древнейших мест на Кавказе, в частности в Дагестане, считается средневековое захоронение Кырхляр, месторасположением которого является Северное кладбище г.Дербента. В разное время посетившие город европейские авторы: Федот Афанасьевич Котов, И. Березин, Я.Стрейс, Корнелий де Бруин, И.Ахвердов и др., а также некоторые письменные источники относят это захоронение к одному из первых походов к Дербенту арабов в 22 года хиджри (642/3гг), предводителем которых был Салман ибн Рабиа ал-Бахили.
Среди ряда сохранившихся легенд о героях-газиях (мусульманских борцах за веру), героически сражавшихся с хазарами, привлекает внимание следующая: «И пришли воины пророка со священной войной — джихад, неся людям светоч истинной веры. И бились они с кяфирами, шесть дней. Двадцать тысяч кяфиров заслужили в этой битве вечное проклятие, и их души перенеслись прямо в середину джахан-дама (ада). А сорок воинов-мусульман пали за веру пророка и, испив шербет блаженной смерти, стали шахидами (святыми, павшими за веру). И похоронены они на кладбище Кырхляр».
Но не только в легендах описывается этот поход. Изложены данные события и в известном произведении А.Бакиханова «Гюлистан-и Ирам». Вот отрывок из него: «…в 41 г. хиджры (664г.) Салман ибн Раби’а ал-Бахили, из числа приближённых к пророку, с 4000 отборного войска двинулся к Дербенту, которым в то время владели хазары, намереваясь осуществить джихад (священная война за веру). Гарнизон находящихся там воинов, услышав о приближении арабов, удалился в крепость Гимры (селение близ нынешнего Каякента). Мусульмане без сопротивления овладели Дербентом. Хакан, царь хазарский, собрал многочисленное войско. Мусульмане встретили его на берегу Дарвага, и там противники остановились лагерем друг против друга. Хакан, наслышавшись много о мужестве арабов, думал, что им не может вредить оружие, и поэтому он не решался начать битвы. Между тем один из хазар застал араба, купающимся в море, убил его и отрезанную голову представил хакану. Это немаловажное обстоятельство ободрило предводителя хазар, который тотчас же начал битву.
Пять дней продолжалось сражение без перевеса ни в ту, ни в другую сторону. На шестой день хакан объявил войску, что если кто-либо из них возвратится из битвы без успеха, то он сам убьёт его. Со своей стороны мусульмане тоже решились умереть на месте. Салман ибн Раби’а со своими 40 товарищами, обрекшимися на смерть, пали на месте. Могилы их, называющиеся «Кырхляр» (Сорок мучеников), находятся к северу от Дербенда и теперь являются местом поклонения жителей.
Об этом походе рассказывает нам и местная историческая хроника «Дербенд-наме»: «Салман и Рабиа были предводителями сорока мучеников Дербенда (некоторые средневековые авторы: ибн А’сам ал-Куфи, ат-Таба-ри, ал-Йакуби, ал-Беладзори и другик, описывая данный эпизод, называют одного предводителя арабского войска по имени Салман ибн Раби’а ал-Бахили).
После даты Пророка (год не указан, по сообщениям одних авторов, описываемое событие относится к 22 году хиджри (642/Зг.), по сообщениям других — к 40 году хиджри (661/2г.), с сорока четырьмя тысячами доблестных га- зиев пришли в Дербенд. Хакан (правитель у тюрков) с трёхсоттысячным войском стал напротив их, построив палатки и навесы с намерением сражаться.
Хакан неоднократно слышал о мужестве и доблести мусульман. От страха не осмелившись, однако, повести войну, он решил отступить с армией в Дарваг (ныне село в Табасаранском районе, но, возможно, речь идёт о реке Дарваг севернее Дербента). Однако находящиеся с ним некоторые вельможи не согласились с хаканом и сказали: — » Не достойно нам, обладающим таким величием и могуществом, убегать от арабов. Всему миру станет ясно, вплоть до наступления дня Страшного суда, что мы слабы, и что нас можно побеждать, так лучше бы нам быть разбитыми в бою». Хакан возразил: — «Говорят, что это такое племя, на которое не действует оружие, и их жизнь не берёт смерть. Поэтому они дошли сюда из страны Рабов. Они везде, где вели сражения, приносили разорение. Никакое войско не добивалось успеха и победы над ними. Они победили, сразившись с войсками всего Рума (Византия) и Ирака, и разорили их города. И сколько раз уже с ними ни сражались, мы видели их могущество».
Захоронение Кырхляр являлось, судя по историческим данным, кладбищем сорока воинов-шахидов, а спустя некоторое время здесь нашли своё последнее пристанище ещё несколько человек. Исходя из описаний академика С. Г. Гмелина, ими были блаженные люди. Гмелин побывал в городе в середине XVIIIB. СО своей экспедицией. Собирая информацию о Дербенте, в частности о захоронении, он опрашивал местных жителей, которые и сообщили ему эти сведения.
Кырхляр — это ограждённый каменным забором участок Северного городского кладбища. Земля, находящаяся в периметре ограждения подразделена на две части: большую и малую. Больший участок состоит из 40 каменных надгробий, лежащих в три ряда, а меньший — из 8 надгробий, расположенных в один ряд. Размеры более крупных надгробий — 3,2м в длину, 0,8м в высоту, 0,7м в ширину, а толщина их 10- 12см. Посредине большей части захоронения имеется куполообразной формы небольшое каменное прямоугольное строение с отсеком для подношений. Высота его составляет 185см. Академик С. Г. Гмелин писал, что это сооружение «…куда кладут деньги и зажигают свечи». В пределах захоронения также находятся 15 надгробий-стел.
Рисунок Кырхляра имеется в книге Ильи Николаевича Березина, который отмечает что, «древние надгробные камни Кырхляра замечательны своей огромностью, как будто под ними покоятся великаны». Нет и точной даты этих надгробий, а ведь ещё 150 лет назад надписи на них можно было прочесть. Но и не каждый мог это сделать. Как пишет Федот Котов: «… А нихто тое подписи прочесть не умеет, ни бусурманы, ни турки. А подпись резь велика». Видимо, то был один из ранних арабских почерков, забытых местными жителями.
Сегодня надпись совершенно исчезла. И только во всю длину надгробий можно увидеть глубоко врезанную канавку с еле различимыми или совершенно исчезнувшими буквами. Дербентский крупнозернистый ракушечник, из которого вытесаны надгробия, неустойчив перед временем, сравнительно быстро теряет гладкость и буквы «расплылись», скрыв навсегда смысл фразы, в своё время старательно нанесённой мастером на камень «на вечные времена».
Хотя надпись давно стерлась, всё же и сейчас на камне можно разобрать еле различимые, почти исчезнувшие буквы, так старательно вытесанные мастером «на веки вечные».
Если же говорить конкретно о времени захоронения, то чем больше источников, тем больше противоречий и несовпадений мы находим у авторов. Некоторые связывают это время с походом арабов к Дербенту во времена правления халифа Османа (644-656гг), а иные, такие как ат-Табари (Хв), свидетельствуют о более раннем походе под предводительством Сурака ибн Амра (642г.). Ат-Табари сообщает, что в походе принимал участие брат наместника Дербента Салмана ибн Рабиа Абд ар-Рахман, павший у ворот Баб-аль-Джихад. Об Абд ар-Рахмане, как о правителе Дербента, говорят и арабские исторические хроники.
Другие же авторы связывают Салмана ибн Рабиа со сражениями против «турков» (т.е.тюркских племён), на землях рядом с хазарским городом Беленджером, где его и настигла смерть.
В связи с этими несостыкующимися меж собой сведениями некоторые историки сомневаются в арабском происхождении кладбища. Они соотносят захоронение с тюрками-огузами, сражавшимися за веру. Среди этих учёных Адам Олеарий, проезжавший из Персии через Дербент на родину, пишет: «Об этих могилах жители рассказывали следующую историю. Жил будто в древние времена, однако, уже после (пророка) Мухаммада царь Казан, по происхождению из нации огуз…. У него была жестокая борьба… на этом самом месте… Могилы наиболее знаменитых из убитых он велел выложить могильными плитами такого рода и такой формы». О том же Казан-хане повествует нам и голландец Ян Стрейс, находившийся в Дербенте в рабстве: за северной городской стеной «находятся гробницы первых (главных) вождей армии мидийцев, поражённых татарами Дагестана, в правление Царя Казана»». Сопровождавший Петра I в Персидском походе Д.Кантемир, приводя в пример местные легенды, также говорит о принадлежности Кырхляра огузам. В перечислении «50 шахидов», опубликованном в хрониках «Дербенд-наме» перед именем стоит слово «султан», тюркского происхождения: султан Мир Али, султан Кух-хан и т.д.
Мусульмане Дагестана и близ лежащих территорий уважают и поклоняются святому захоронению в течение многих столетий. Сюда приходят и приезжают с подаянием и подношениями, чтоб просить избавления от мук, болезней и несчастий. Адам Олеарий писал об этом: «..Персы и татары ежедневно приходят сюда молиться. Прежде здесь учреждена была выдача богатой милостыни. Теперь же это место стережётся лишь одним стариком, живущим здесь; он сам живёт милостынею от тех, кто приходит для посещения могил. Когда праздновалось жертвоприношение Авраама (Курбан-байрам), они (т.е. паломники) пришли к Кырхляру, чтобы по своему обычаю принести жертву. Они шли друг за другом, целовали надгробные плиты, держали руки над ними и молились».
Данные о том, что ещё в древности арабы почитали захороненцых здесь, как сыновей, персияне, как соплеменников, азербайджаны, как сородичей, свидетельствуют о большой известности Кырхляра. Ведь и Федот Котов, поражённый рассказами о сорока мучениках, христианин, поклонился святым могилам, когда покидал город.
Являясь и сейчас святым местом для мусульман, Кырхляр находит почитание также среди христиан и иудеев.