Культовые сооружения, архитектурное наследие Дербента

К северной стене мечети снаружи пристроена наклонная каменная подпорная стенка, сложенная из небольших, хорошо отесанных камней. Она явно более позднего происхождения. Например, за ней видны архитектурные детали обрамления боковых входов — граненые колонки с квадратными капителями, профилированный порог и т. д.

Западная стена мечети почти на всю высоту является подпорной стенкой. Поэтому, чтобы отделить кровлю мечети от улицы, над этой стеной возведен парапет из тесаного камня, южный угол которого срезан и декоративно обработан сталактитами, килевидными нишками, профилями и другими подобными деталями.

Дом Имангул-бека XVIII век
Дом Имангул-бека
XVIII век

Мнение о том, что Джума-мечеть перестроена из христианского храма, опирается не только на местное предание, но и подкрепляется у некоторых авторов таким аргументом, как базиликальный характер здания.

По размерам Джума-мечеть мало чем уступает крупнейшим христианским храмам Кавказа. Ее план не имеет аналогий среди христианских храмов Кавказа IV-VI вв. В то же время по своей объемно-пространственной композиции Джума-мечеть напоминает ранние христианские базилики, но, как это ни странно, не кавказские, а сирийские. Как же это могло случиться?

Начало арабской колонизации приморских районов Южного Дагестана относится ко второй четверти VIII в., причем Дербенту придавалось большое значение не только как пограничной крепости, но и как центру распространения ислама в Дагестане. Ряд древних авторов сообщает о переселении арабами в Дербент мусульман из Сирии, где в тот период находился центр Омейядского халифата.

Это обстоятельство может помочь объяснить загадку, связанную с типом здания Джума-мечети.

Дело в том, что в начальный период распространения ислама первые мечети часто перестраивались из христианских храмов. При этом вытянутые в направлении восток — запад трехнефные сирийские христианские базилики как бы оказались повернутыми на 90°. Продольные нефы превратились в поперечные, алтарь в торцевой восточной стене был заменен михрабом в центре южной продольной стены. Например, именно так была перестроена в начале VIII в. из древней христианской базилики Большая мечеть Дамаска, которая впоследствии, став объектом подражания, повлияла на культовое строительство в ряде районов, завоеванных арабами. Поэтому есть основания считать, что Джума-мечеть сразу строилась как мусульманское культовое здание. На протяжении ее истории она неоднократно капитально перестраивалась, о чем свидетельствуют различный материал и различная техника кладки отдельных участков ее стен и перекрытия. Древнейшей каменной кладкой выложены нижние части стен и внутренние столбы, более поздняя кладка — кирпичная, позднейшая- из небольших тесаных камней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector